Нарушение нейронных связей головного мозга симптомы

Как избавиться от переживаний, формировать и разрушать нейронные связи мозга

Нарушение нейронных связей головного мозга симптомы
Чемпион мира по армреслингу, мастер спорта международного класса, сотрудник лаборатории спортивной адаптологии Андрей Антонов (Ратибор)

Сегодня мы поговорим об одной очень интересной теме, о физиологии мышления.

Оказывается, можно тренировать не только наши мышцы, но и производить некоторые структурные изменения в нашей нейронной сети, что будет определять различные аспекты нашего поведения.

Основное отличие человека от животных – это то что у животных нет отвлеченного мышления.

Поэтому у них стрессы не вызывают сильных физиологических изменений, если только они не повторяются регулярно.

Вот если животные страдают регулярно, мучаются – происходит триада, которую как известно определил Ганс Селье, изучающий лабораторных мышей.

Она заключается в том, что три основные закономерности возникают у подопытных: первое – появление язв по всему желудочно-кишечному тракту, второе – уменьшение вилочковой железы, третье – увеличение коры надпочечников без увеличения мозгового слоя.

Эта триада характерна при часто повторяющемся, сильном стрессе, если это происходит часто и долго это может привести к гибели животного.

У людей подобные состояния могут возникнуть от гораздо более редких стрессовых воздействий.

Потому-что люди способны переживать, вспоминать и по новой переживать одно и тоже событие десятки и сотни раз.

Ещё Павлов доказал, что переживание события имеет такие же самые функциональные последствия и точно также влияет на организм, как и само событие.

Животное так не переживает, если собаку пнули, она не будет день или два переживать об этом событии, она о нём забывает практически сразу.

Если она увидит обидчика, может зарычать, может кинутся, облаять, но вспоминать о нём она не будет.

У людей такой защиты к сожалению, нет багаж всех своих неприятных переживаний мы обычно тащим за собой, да еще и регулярно освежаем эти воспоминания, разрушая свою психику.

Но как я сказал, от этого можно в принципе избавиться.

Дело в том, что каждое наше неприятное переживание несёт в себе какой-то физиологический отклик. Помните, песню Круга «Опять защемит грудь, и в Душу влезет грусть», так вот, здесь как раз ключевая фраза «защемит грудь».

Любое наше переживание и воспоминание об этом переживании сопровождается определенными физиологическими проявлениями: защемит грудь, может быть стало сухо во рту, может зачесаться какой-то участок тела, передернул плечами, может быть вообще любая непредсказуемая, ни прогнозируемая реакция, которая всегда будет вызываться при воспоминании определённого неприятного переживания.

И вот с этими физиологическими проявлениями можно работать.

У нас существует согласование и рассогласования. Согласование это такая ситуация, когда ожидаемые параметры результата совпадают с реальными параметрами и все это ведет к формированию положительных эмоций, а вот любое несовпадение ожидаемых параметров с реальными называется, рассогласованием и это ведет к формированию негативных, отрицательных эмоций.

У нас существует 4 типа рассогласования:

Рассогласование первого типа – это когда другой человек ведёт себя не так, как мы ожидаем, это можно назвать переживанием, чувством обиды.

Вам нахамили на улице, на вас не обратили внимание, то есть когда другой человек делает что-то неожиданное, плохое, что вы не ожидаете, для вас это как раз является рассогласованием 1 типа.

Рассогласование второго типа – это когда мы сами ведем себя не так, как от нас этого ожидают другие, что и ассоциируется с чувством вины.

В школе получил двойку, расстроил маму, следовательно, возникает чувство вины перед мамой.

Сделали что-тотакое, что уважаемый человек, который является для вас авторитетом, расстроился, вы испытываете перед ним чувство вины.

Рассогласование третьего типа – это когда наши собственные поступки не соответствуют нашим ожиданиям, т.е. чувство стыда.

Когда вы поступили не так как вы должны были. Одно из самых сильных, ярких рассогласований, которые чаще всего на практике встречаются у различных людей.

Рассогласование четвертого типа – это просто ожидание неприятных переживаний, которые могут быть вызваны одним из вышеперечисленных трёх типов рассогласований.

Каким же образом происходят занятия и борьба с рассогласованиями?

Прежде чем я расскажу, я хотел бы сейчас сделать некий экскурс в биологию, потому что как я говорил ещё в начале, мы рассматриваем все именно с позиции биологии, с позиции морфологических изменений, которые происходят в нашем организме и которые соответственно определяют какие-либо функции.

Помните, что без морфологии изменения функций просто на просто невозможно.

Мы должны представить, что собой представляет наша нервная система?

Как мы видим, нервная система, это центральная нервная система, которая представляет собой головной мозг и спинной мозг, и периферическая, включающая в себя все остальное.

Нервная клетка – нейрон, это и есть структурная единица нашей нервной системы.

В головном мозге человека насчитывается порядка 85 миллиардов нейронов.

Нейрон состоит из 3 частей:

– это тело нейрона,

– длинный выходящий отросток, который называется аксоном, от него и поступают выходящие команды

– от тела нейрона отходит несколько коротких отростков, которые называются дендриты, это принимающие информацию каналы.

Дендритам принадлежит 80-90% общего объёма поверхности нейрона и на каждом из дендритов есть такие боковые ответвления, боковые выросты, которые называются шипики.

Вот этим шипикам и принадлежит ведущая роль как в процессе мышления, так и в процессе запоминания, так и в процессе формирования различных двигательных навыков.

Люди давно пытались понять каким же образом у них происходит процесс мышления

Долгое время считалось, что все процессы происходят в коре головного мозга, и связь передается от клетки к клетке, и только в 20-х годах прошлого столетия знаменитый испанский ученый Сантьяго Рамон-и-Кахаль придумал так называемую нейронную теорию, в которой каждая нервная клетка могла соединяться через дендриты и аксоны с другими нервными клетками, образуя единую нейронную сеть.

Один нейрон может через свои нервные связи, которые называются синапсом, реагировать и воздействовать с двадцатью тысячами других нейронов.

Так вот, современное понятие о формировании памяти, сейчас напрямую связано с этими самыми молодыми образованиями, который называется шипиками.

Эти шипики у нас постоянно в течение суток появляются, исчезает, соединяются с другими шипиками, разрывают свои соединения.

Это самая молодая и самая подвижная структура клетки.

Разобраться как происходит новые запоминания помогли соответствующие исследования Вен Бяо Гань.

Его сотрудники из нью-йоркского университета использовали в своих опытах генно-модифицированных мышей.

У данных мышей некоторые нейроны коры головного мозга производили жёлтый флуоресцирующий белок, этот белок позволял вести наблюдение за процессом, происходящим у них в мозге, без вскрытия черепа.

При помощи двух фотонно-лазерных микроскопов. Мышей обучали бегу по вращающемуся цилиндру.

Этот трюк, который безусловно требует определенного навыка, и как зафиксировали ученые, у тех мышей, которые проходили обучение, на 7% больше появилось новых шипиков.

Учитывая, что каждая нервная клетка имеет 4000 шипиков, а в мозгу у нас миллиарды нервных клеток.

Ученые засекли такой факт, что при продолжении однообразных движений дальнейший рост шипиков прекращался, потому что, как только зверек овладевал определенным навыкам, у него формировались новые шипико-шипиковые связи и дальнейший рост шипиков останавливался, потому-что нужные пути были сформированы и соответственно по ним информация уже спокойно проходила.

Появление шипика само по себе говорит о том, что в этом месте нейрон готов создать с другим нейроном синопсис, то есть контакт, по которому они и будут обмениваться информацией.

Таким образом и образуются нейронные цепи, и каждый двигательный навык образует достаточно большое количество этих связей.

Например, у мышей обучение бегу по цилиндру потребовала образование порядка одного миллиона шипико-шипиковых связей.

Так вот, в нашей повседневной жизни у нас постоянно, практически каждую секунду, образуются какие-то новые шипико-шипиковые связи, на которых и приходится наша кратковременная память.

Это память и эти связи очень быстро распадаются если не повторяются, то есть если через них не проходит электрический ток повторно, то все это не переходит в разряд промежуточной, а уж тем более долговременной памяти и большую часть информации, с которой мы сталкиваемся в течение дня, мы благополучно забываем.

Но если информация наиболее сильная, она у нас становится очень весомой и избавиться от нее подчас бывает сложно.

Дело в том, что, если информация постоянно проходит через шиповые соединения, а мы знаем, что наши нервные клетки посылают свои импульсы, схожие по структуре с электрическими импульсами.

Так вот, при регулярном прохождение импульса через определенные шипиковые соединения, шипики начинают уплотняться и расширяться.

Соответственно, дендриты разных веток притягиваются друг к другу и рядом образуются новые шипико-шипиковые соединени, то есть данная цепь становится более сильной и каждое двигательное действие, которое мы умеем выполнять, ездить на велосипеде, ездить на коньках, оно обусловлено как раз определенным количеством, миллионом или более миллиона шипиковых связей, которые могут разрушиться, а некоторые, которые мы особо долго использовали, остаются с нами на всю жизнь.

Но даже эти шипиковые связи оказывается можно удалить, и специалисты института поведения в своих опытах добивались того, что разучивали людей ездить на велосипеде, казалось бы, навык езда на велосипеде – это то, что в детстве научился, погонял одно время и он остается на всю жизнь.

Оказывается, нет.

Оказалось, используя определенные методики, можно разрушить данные шипиковые связи и полностью потерять этот навык.

Это не значит, что этому нельзя научиться ездить снова, можно, но начинать учиться придётся с нуля. ничего в памяти из того, что могло бы помочь обучению, не сохранится.

Данная тема стала популярна и в кинематографе. Можно вспомнить, например, оскароносный фильм Мишель Гондри «Вечное сияние чистого разума», где в специальной фирме у людей стирали ненужные воспоминания или наоборот, вспомнить фильм-боевик с Арнольдом Шварценеггером «Вспомнить все» или новую версию данного фильма уже с Колином Фарреллом в главной роли.

По сюжету фильма здесь наоборот человеку вживляют те воспоминания, которых у него не было.

И надо сказать, что современные методики делают это совсем не фантастическим, а вполне реальным вариантом.

То есть мы можем, ведь мы помним, что представление о событии имеет такое же физиологическое значение, как и само событие.

Если мы можем представить то, чего не было, а значит сформировать определенные шипиковые связи, и они будут хранить уже новую память, хранить то, чего не было.

Но об этом поговорим чуть попозже.

В нашем случае мы должны понять, что эти шипиковые соединения и их прочность формирует наше поведение, нашу реакцию и наше мышление.

Известно, что большинство неприятных переживаний мы несем с собой с самого детства.

То есть например, будучи первоклассником, вас обидел какой-то старшеклассник, унизил как-то, и вот это оставшееся в детском разуме рассогласование бывает человек проносит чуть ли не до старости, потому что тогда, когда все это свежо, когда это было ярко, бедный ребенок переживал и много-много раз вспоминал это событие и там оказались уже такие прочные шипиковые соединения, что этот человек постоянно возвращался к ним просто при любом намёке на данную ситуацию, увидев любой предмет, который каким-то образом был там задействован и делал эти связи еще более сильными, еще более прочными.

Итак, на примере рассогласования первого типа, которое как вы помните характеризуется чувством обиды, то есть когда другое лицо ведёт себя не так, не оправдывает ваших ожиданий.

Продавщица в магазине расстроила, вы подошли, она там сидела, смски набирала, не обращала на вас внимание, да еще и нахамила, когда вы просили обратить внимание на вас.

То есть, ситуация бытовая, кто-то ее пропускает абсолютно мимо сознания, а кто-то наоборот, вот это чувство обиды начинает у него вызывать злость.

Вот он вышел, опять вспомнил как она на него не среагировала, вот она какая мерзавка, а потом ещё раз вспомнил, ещё раз вспомнил и в течение дня получается вас уже несколько раз обхамили, и вы несколько раз испытал данную неприятную эмоцию.

Но как это убирается? Что для этого нужно делать?

Смотрите на нашем портале в цикле лекций «О мышлении, силе и жиросжигании» Андрея Антонова (Ратибора).

Если Вам понравилась публикация, ставьте отметки «понравилось», оставляйте комментарии и подписывайтесь на наш канал!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c592e4d9819f100aa2e1873/5d0c9937ef7fdf00afad3a8c

Нарушение нейронных связей головного мозга

Нарушение нейронных связей головного мозга симптомы

Здоровый человек — это целостная личность, и в нём гармонично сочетаются два разных типа мышления. Они, взаимно дополняющие друг друга, обеспечивают естественную интеграцию человека в сложный и многомерный мир.

За целостное восприятие многозначного мира и за основанное на этом восприятии поведение ответственно правое полушарие. Левое полушарие — это база абстрактного мышления, которая ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий.

И если связь между полушариями нарушается, тогда возможности нашего мозга не используются в полную силу. Полноценное взаимодействие предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий.

Каждый человек рождается с огромным количеством мозговых клеток. И все зависит от нейронных связей. Но оказалось, что наше умственное развитие, творческие способности, умения, навыки и т.д.

зависят не от количества нейронов, образующих наш мозг, а от количества нейронных связей, которые эти клеточки смогли образовать между собой.

Около 7—9% нейронных связей образуются автоматически без нашего участия и отвечают, как правило, за физиологические процессы (дыхание, пищеварение, кровообращение, движение и т.д.).

Нейроны, которые учувствуют в энергетических процессах организма для связи и управления, составляют намного большее количество, но чтобы их задействовать, их нужно активировать. Да, вы правильно поняли, эти нейроны существуют, но, как бы не включены, поэтому их нужно включить или активировать. В дальнейшем сам процесс такого включения буду называть активацией.

Первые успехи в этом удалось получить ученым, которым удалось восстановить нервную ткань, которая связывает спинной и головной мозг, и это позволило телу снова начинать двигаться. Команда из Университета Калифорнии восстановила нервы на травмированном участке головного мозга крыс.

«Мы создали метод для того, чтобы восстановить систему нервных волокон, называемых кортико-спинальными моторными аксонами.

Восстановление этих аксонов является существенным шагом, поскольку возвращает пациентам способность двигаться после травмы спинного мозга», — сообщает Марк Тусзински, профессор неврологии из Центра неврологической реабилитации.

Кортико-спинальный тракт, о котором он говорит — это скопление нервных волокон, „аксоны“ — это длинные отростки нейронов, которые создают связь между корой головного мозга и спинным мозгом. Активация связи этих нервных волокон между собой как раз и обеспечивает собственно восстановление движения.

Например, при травмах спинного мозга аксоны, расположенные вдоль кортико-спинального тракта, разъединяются, и получается, что моторные нейроны низшего уровня не имеют связи с мозгом. При психологических травмах происходят аналогичные нарушения в этих местах. Т.е. напрашивается вывод, что без регенерации связи аксонов невозможно восстановление двигательных функций у человека.

Нарушения связей в мозге неизбежны со старостью, считают ученые. Замедление активности связано с возрастным изменением в мозолистом теле. Данная область мозга является своеобразным препятствием, мешающим развитию соединений между полушариями мозга.

Между полушариями мозга существует волокно (Corpus callosum или коротко СС), соединяющее левое и правое полушария мозга. С возрастом эта связь атрофируется, усложняя процесс анализа поступающей информации.

У мужчин деградация СС начинается значительно раньше, чем у женщин, буквально в 20-летнем возрасте, и идет равномерно до 55 лет. У женщин же связь между левым и правым полушариями остается полноценной до окончания детородного периода. В менопаузе связь начинает ухудшаться.

К 75 годам у мужчин и женщин связь между полушариями мозга становится примерно одинаковой.

Чтобы это проверить, исследователи предложили людям управлять определенными действиями с помощью джойстиков в возрасте 65 и 75 лет, а затем сравнили их показания, полученные с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, с данными возрастной группы 20—25 лет.

Ученые измеряли уровни кислорода в различных частях мозга, а также уровни активности мозга. «Чем больше вовлекалась в работу другое полушарие мозга, тем медленнее были реакции», — говорит глава исследования.

Отсюда вывод: необходимо разработать мероприятия, не только предотвращающие изменения, но и активирующие мозолистое телo мозга, чтобы обеспечить бодрую и подвижную старость людям.

Мозолистое тело мозга — это толстые группы нервных волокон, соединяющие две половинки мозга друг с другом и обеспечивающие возможность быстрого обмена информацией между левым и правым полушариями (см. рис. 1). Они играют важную роль в восстановлении двигательных навыков после инсульта или при старении.

Этот органоид головного мозга представляет собой тонкую пластинку, соединяющую между собой оба полушария. Соответственно, он находится между ними. По форме мозолистое тело представляет собой дугу, которая удлинена посередине, сзади слегка утолщена, а спереди искривляется вниз. Если взглянуть на него сбоку, то оно будет иметь форму овала.

Так как мозолистое тело головного мозга находится между полушариями, то функции его очевидны: обеспечение обмена информацией между ними, то есть некое средство связи. Его нервные волокна объединяют между собой одноимённые и разноимённые части мозга.

Кроме того, мозолистое тело соединяет, лобную часть с теменной, теменную с затылочной и так далее. Эта часть головного мозга позволяет производить слаженную и согласованную работу обоих полушарий, как в части моторики, так и в психической области.

Рис. 1. Местоположение частей мозга

Правое и левое полушария, как известно, выполняют разные функции. Во время бодрствования связь между полушариями выражена не очень сильно.

Основная масса людей, решая ежедневные задачи, как правило, задействует какой-то один набор функций: анализ или интуицию, мысль или образ, логику или чувства.

Хотя очевидно, что наибольший успех приносит использование этих наборов во взаимодействии друг с другом.

Если эта связь не функционирует, то нарушаются функции головного мозга и других органов (развиваются психические недуги, болезни мочеполовой, сердечной, нервной систем и пр.), имеются различные отклонения и патологии в развитии психомоторики, интеллекта или физиологии.

Для восстановления этой связи можно применить направленное энергетическое воздействие с целью нейтрализовать энергетическую блокаду мозолистого тела.

Восстановление связи между полушариями благотворно влияют на взаимосвязи, согласованность и улучшение обмена информацией в головном мозге.

Выяснилось, что максимальных творческих достижений удается достичь во многом благодаря отличному информационному обмену мозговых полушарий. В результате можно достичь пять различных полезных эффектов:

улучшается основа для развития интуиции, воображения, креативного потенциала чувственной сферы и интеллекта, усиливается качественное взаимодействие между движениями и умственной активностью, увеличиваются скорости реакции, как пример развития сенсорно-моторной координации, развиваются связи между участками, отвечающими за сознание и жизнедеятельность, усиливается энергетика всего организма.

Источник: https://stopa-info.ru/narushenie-neyronnyh-svyazey-golovnogo-mozga/

Нарушение нейронных связей головного мозга симптомы

Нарушение нейронных связей головного мозга симптомы

Деменция — результат поражения нейронных цепей головного мозга. Ее тяжесть определяется как локализацией такого поражения, так и общим количеством погибших нейронов.

Первые данные об анатомических основах памяти были получены при изучении корсаковского синдрома (поражение мозга у больных алкоголизмом , вызванное авитаминозом В1 ) и последствий операции на височной доле с целью лечения эпилепсии . При корсаковском синдроме страдают гипоталамус , сосцевидные тела и медиодорсальное ядро таламуса , из чего следует, что эти структуры важны при научении, воспроизведении и узнавании.

Односторонняя височная лоботомия приводит к легкой или умеренной амнезии на вербальную и невербальную информацию.

Двустороннее иссечение медиальных отделов височных долей , включая гиппокамп , парагиппокампальную извилину и часть миндалевидного тела , ведет к грубой фиксационной амнезии , то есть к невозможности запоминать новую информацию; при этом воспроизведение старых знаний часто не нарушено.

Медиобазальная система памяти включает гиппокамп и прилежащую кору височной доли , в том числе энторинальную область, периринальную область и парагиппокампальную область ( рис. 26.1 ).

Эти структуры содержат круговой путь , идущий от энторинальной коры к зубчатой извилине , полям СAЗ и СA1 гиппокампа , затем к подставке гиппокампа и обратно к энторинальной коре ; данный путь повреждается при болезни Альцгеймера .

Медиобазальная система обладает высоким быстродействием, но ограниченной емкостью; она играет ключевую роль в фиксации нового материала и его запечатлении в декларативной памяти .

Эта система участвует и в последующих продолжительных процессах реорганизации и закрепления новой информации, которая в конце концов сохраняется в новой коре и перестает зависеть от активности медиобазальной системы.

Благодаря постоянной пересылке данных в новую кору — гигантское хранилище долговременной памяти — медиобазальная система всегда открыта для восприятия новой информации.

В исследованиях с функциональным картированием мозга показано, что в обучении и памяти участвуют многие чувствительные и двигательные поля коры больших полушарий . Один из механизмов запоминания тех образов и двигательных навыков, которые затем воспроизводятся бессознательно, — это расширение соответствующих представительств в коре.

В одном из исследований было показано, что корковое представительство пальцев левой руки у скрипачей обширнее, чем в контрольной группе; другими словами, размеры соматосенсорного коркового представительства той или иной части тела человека зависят от сложности выполняемой ею функции и меняются исходя из текущих потребностей и опыта.

В коре головного мозга существуют довольно четко отграниченные области, в которых хранятся понятия об атрибутах объектов (например, слова, обозначающие цвета, животных, предметы, действия).

Эти области располагаются вблизи зон коры, ответственных за восприятие данных атрибутов, и вместе составляют сложную распределенную систему.

Такие “внутренние образы”, видимо, влияют на процесс идентификации самих объектов.

Важную роль в процессах памяти играют холинергические системы мозга . М-холиноблокаторы , такие, как атропин и скополамин , вызывают расстройства памяти .

При болезни Альцгеймера снижается активность ацетилхолинтрансферазы (фермента, катализирующего синтез ацетилхолина ) и плотность N-холинорецепторов в коре больших полушарий ; кроме того, происходит массовая гибель нейронов базального ядра Мейнерта , одного из основных источников холинергической импульсации в кору.

На этом основано применение такрина — ингибитора АХЭ . Предполагают, что умеренный эффект этого препарата обусловлен повышением концентрации ацетилхолина в коре.

Поведение и настроение модулируются норадренергическими системами , серотонинергическими системами и дофаминергическими системами . При болезни Альцгеймера снижается уровень норадреналина в голубоватом месте ствола мозга . Считают, что важную роль в процессах памяти играют нейротрофины , которые, в частности, могут препятствовать гибели холинергических нейронов .

Предполагают, что в приобретении и хранении новой информации участвует посттетаническая потенциация — длительное облегчение синаптической проводимости, обусловленное повторной стимуляцией возбуждающих синапсов. Посттетаническая потенциация особенно важна в нейронах гиппокампа . Большую роль в ней играют глутаматные NMDA-рецепторы .

Системы вторых посредников, участвующие в посттетанической потенциации, изучаются на мышах с искусственной инактивацией отдельных генов. Например, инактивация гена Са2+-кальмодулинзависимой протеинкиназы или гена цитоплазматической тирозинкиназы Fyn угнетает посттетаническую потенциацию в гиппокампе и нарушает выработку рефлексов пространственной ориентировки .

С другой стороны, у мышей с инактивацией гена нейронального гликопротеида ( гена THY1 ) хотя и посттетаническая потенциация в области проекции энторинальной коры в зубчатой извилине ( рис. 26.1 ) подавлена, но выработка рефлексов пространственной ориентировки тем не менее сохранна.

По-видимому, посттетаническая потенциация в этой области для формирования некоторых рефлексов пространственной ориентировки не обязательна.

При большинстве заболеваний, приводящих к деменции, патологический процесс не имеет определенной локализации.

При болезни Альцгеймера поражение нейронов коры относительно диффузное; при мультиинфарктной деменции, развивающейся вследствие повторных инсультов , очаги повреждения, хотя и более четко очерчены, тем не менее также разбросаны по всей коре.

Такие заболевания, как лейкодистрофии , рассеянный склероз и болезнь Бинсвангера , обусловлены диффузным поражением белого вещества , то есть внутримозговых проводящих путей. На когнитивные функции и поведение влияют также хвостатое ядро , скорлупа , таламус и черная субстанция , однако роль этих структур до конца не ясна.

Некоторые исследователи выделяют корковый тип деменции и подкорковый тип деменции.

Основные симптомы корковой деменции (например, при болезни Альцгеймера и болезни Пика ) — снижение памяти , нередко афазия и другие нарушения речи .

Клинические и анатомические характеристики корковой и подкорковой деменции в значительной мере сходны, так что четко разграничить их зачастую невозможно.

Поражение некоторых относительно специфических корково-подкорковых путей может приводить к значительным изменениям поведения.

Например, дорсолатеральные отделы префронтальной коры связаны с дорсолатеральной частью хвостатого ядра , бледным шаром и таламусом .

Разрыв этих путей сопровождается нарушениями организации и планирования деятельности , персеверациями , неспособностью быстро переключаться с одного предмета на другой , нарушенной оценкой окружающего .

Нейроны переднего отдела поясной извилины отдают аксоны к прилегающему ядру, бледному шару и таламусу . При разрыве этих связей возникает апатия и речевая аспонтанность , вплоть до акинетического мутизма .

Главный фактор риска деменции, существенно более важный, чем все остальные, — это возраст.

В возрасте старше 50 лет вероятность тяжелых расстройств памяти растет с каждым десятилетием; при аутопсии в головном мозге чаще всего в таких случаях выявляют изменения, характерные для болезни Альцгеймера .

Существует гипотеза, что увеличение риска деменции с возрастом обусловлено медленным накоплением мутаций в митохондриальной ДНК нейронов . В то же время у многих долгожителей память совершенно интактна и никаких клинических признаков деменции нет.

Источник: https://lechimsosudy.com/narushenie-nejronnyh-svjazej-golovnogo-mozga/

Как создать новые нейронные связи? Какие факторы способствуют нейрогенезу

Нарушение нейронных связей головного мозга симптомы

Каждый из нас хоть раз в жизни слышал о том, что нервные клетки не восстанавливаются. Но, проведя массу серьезных исследований и экспериментов, ученым удалось доказать, что организм человека способен не только «тратить», но и «создавать» новые нервные клетки. Данный процесс получил название «нейрогенез».

Так как о нейрогенезе люди узнали совсем недавно, то пока у ученых нет однозначных ответов на касающиеся этой темы вопросы, а их мнениях во многом расходятся. И в этом нет ничего странного или удивительного, ведь изучать человеческий мозг трудно и по медицинским, и по этическим причинам.

Пока ученые продолжают проводить исследования на грызунах, мы в данной статье попытаемся разложить по полочкам всю ту информацию о формировании новых нейронных связях головного мозга, которая доступна нам на текущий момент.

Немного полезной информации о нейронах

Нейроны, в отличие от всех остальных клеток нашего организма, «не умеют» делиться, поэтому до недавних пор ученые были убеждены, что человек всю жизнь живет с тем ограниченным запасом нервных клеток, который достался ему при появлении на свет.

Результаты многочисленных современных исследований показали, что данное утверждение не соответствует истине, так как нейроны все же создаются на протяжении всей нашей жизни.

Происходит это благодаря стволовым клеткам, которые обладают способностью превращаться в клетки практически любого вида.

Наш мозг обладает собственным запасом стволовых клеток. Ученые пока не могут определить точное число принимающих участие в формировании новых нервных клеток отделов. Научному сообществу известно только то, что новые нейроны формируются в отвечающей за память и эмоции зубчатой извилине гиппокампа и тонком слое клеток, расположенном вдоль желудочков мозга (субвентикулярная зона).

Многие новообразованные нейроны практически сразу же погибают из-за активной работы нейромедиаторов, негативного влияния микросреды, определенных белков и прочей химии, происходящей в нашем головном мозге.

Чтобы новоиспеченная нервная клетка могла продолжить свое существование, ей необходимо сформировать нейронную связь (синапс) с другими нервными клетками.

Так как мозгу совершенно не нужны одиноко плавающие нейроны, то он просто уничтожает их, ведь никакой пользы они ему не приносят и в будущем принести не смогут.

Те же нейроны, которые смогли установить связь с другими нервными клетками, успешно встраиваются в структуру нашего головного мозга.

Каждый день в структуру мозга может встроиться около 700 – 800 нейронов, которые сумели выжить и образовать новые нейронные связи.

Запрограммированная мозгом гибель клеток или апоптоз является совершенно нормальным процессом, которого не стоит бояться. При помощи апоптоза мозг наводит порядок и избавляется от ненужных ему нейронов.

Мозг взрослого среднестатистического человека состоит примерно из 85 – 88 миллионов нервных клеток.

Мозг новорожденного содержит намного больше нейронов, но уже к концу первого года жизни их количество уменьшается практически в два раза. Психофизиолог и сотрудник Психологического института РАО Илья Захаров объясняет это тем, что человеческий мозг активнее всего развивается в первые три года после рождения.

Почему так происходит? Дело в том, что именно в этот период времени ребенок активно познает окружающий мир: он постоянно трогает что-то новое, нюхает его, видит, пробует на вкус или на ощупь и т.д.

Все новые знания фиксируются в головном мозгу малыша в виде новых нейронных связей, благодаря которым сохраняются все сформированные и уже закрепленные навыки, весь приобретенный эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Хотя человеческий мозг подобным образом развивается на протяжении всей жизни, но «основной рывок» он совершает именно в самом раннем детстве.

Как нейронные связи влияют на наше восприятие окружающего мира?

Любым человеком, независимо от уровня его духовного развития, движет один из трех основных инстинктов:инстинкт размножения, инстинкт иерархии и инстинкт выживания. Они, глубоко «сидя» где-то в недрах нашего рептильного мозга, четко и расчетливо управляют нашей жизнью.

Именно благодаря инстинктам мы хотим завоевать признание и уважение окружающих нас людей, выделиться из толпы, любить и быть любимыми, рожать и воспитывать детей, двигаться вперед и решать не только жизненные, но и математические или экономические задачи.

Инстинкты очень сильно влияют на наш выбор и на нашу повседневную жизнь.

У животных за удовлетворение вызванных тремя основными инстинктами желаний отвечают рептильный мозг и ответственная за выработку «гормонов счастья» лимбическая система.

В нашем же арсенале есть отлично развитая кора головного мозга, которая дарит нам возможность удовлетворять инстинктивные желания миллионами разных способов.

Хорошо развитая кора позволяет нам не только реализовывать свои инстинкты, но и обманывать мозг, делая вид, что мы, занимаясь удовлетворением инстинктивных желаний, реально выбираем правильный, конструктивный и полезный способ.

Зачем же нам заниматься самообманом? А затем, что мозг и в первом, и во втором случае «вручает» нам «подарок» в виде гормональной «плюшки».

Суть данного вопроса заключается именно в самообмане нашего мозга: когда наш мозг совершает объективно вредное действие, он внутренне убежден в том, что это действие реально способствует нашему выживанию. Объективно полезное же действие мозг воспринимает как угрозу выживанию, поэтому оно зачастую сопровождается стрессом.

Ранее образованные нейронные связи включают в себя все наши умения, привычки и ассоциации. И в этом нет ничего плохого, а вся проблема заключается только в том, что чаще всего эти связи создаются совершенно случайно, а потом эти случайно сформированные нейронные дорожки ведут нас не в ту сторону и становятся серьезным препятствием на пути к нашему счастью.

Если родители постоянно хвалили ребенка за то, что он хорошо знает математику, то в его мозгу формируются мощные нейронные пути, созданные при помощи положительного действия дофамина и серотонина.

В данном случае математика становится для такого ребенка источником истинного удовольствия, поэтому он постоянно будет развиваться в этом направлении, а во взрослом возрасте сможет достичь каких-то существенных результатов и добиться успеха.

Источник: https://BestLavka.ru/6-ehffektivnyh-sposobov-sozdat-novye-nejronnye-svyazi-golovnogo-mozga/

Нейроны головного мозга: что это такое, где находятся, функции

Нарушение нейронных связей головного мозга симптомы

Количество нейронных связей отражает степень функциональности головного мозга. Нейроны и образованные ими связи отвечают за все физиологические процессы, протекающие в организме. Они управляют деятельностью внутренних органов, приводят в движение, заставляют работать все части тела, координируют мыслительные процессы и функцию запоминания.

Нейронная теория строения мозга

Нейронная теория предполагает, что у ЦНС клеточное строение. Клетки нервной ткани – нейроны, являются структурно-функциональными элементами центральной системы. В зависимости от того, где именно в нервной системе находятся нейроны, они выполняют разные функции. Мозг – высокоорганизованный орган.

Командные клетки управляют исполнительными клетками. Нервная деятельность представляет собой результат взаимодействия между элементами системы. Нейроны, образующие головной мозг – это такие элементы системы, которые организуют реакции в ответ на раздражения, что обуславливает появление стандартных рефлексов.

Характеристика нейронов

Структурно-функциональные элементы центральной системы – глиальные клетки и нейроны. Первые количественно преобладают, хотя на них возлагается решение вспомогательных, второстепенных задач. Нейроны способны выполнять много операций. Они вступают во взаимодействие друг с другом, формируют связи, принимают, обрабатывают, кодируют и передают нервные импульсы, хранят информацию.

Нейроглия выполняет опорную, разграничительную и защитную (иммунологическую) функцию в отношении нейронов, отвечает за их питание.

В случае повреждения участка нервной ткани, глиальные клетки восполняют утраченные элементы для воссоздания целостности мозговой структуры. Количество нейронов в составе ЦНС равняется около 65-100 млрд.

Клетки головного мозга образуют нейронные сети, охватывающие все отделы тела человека.

Передача данных в рамках сети осуществляется при помощи импульсов – электрических разрядов, которые генерируются клетками нервной ткани.

Считается, что число нейронов, которые находятся в мозге человека, не изменяется в течение жизни, если не брать в расчет ситуации, когда в силу определенных причин (нейродегенеративные процессы, механические повреждения мозговых структур) происходит их гибель и уменьшение количества.

Необратимое повреждение участка нервной ткани сопровождается неврологическими нарушениями – судорогами, эпилептическими приступами, расстройством тактильного восприятия, слуха и зрения.

Человек утрачивает способность чувствовать, разговаривать, мыслить, двигаться.

Развитие интеллектуальных способностей человека отождествляется с увеличением количества нейронных связей в мозге при неизменной численности нейронов.

Нейрон выглядит, как обычная клетка, состоящая из ядра и цитоплазмы. Он оснащен отростками – аксоном и дендритами. При помощи единственного аксона осуществляется передача информации другим клеткам.

Дендриты служат для приема информации от других клеток.

В аксоплазме (часть цитоплазмы нервной клетки, которая находится в аксоне) синтезируются вещества, передающие информацию – нейромедиаторы (ацетилхолин, катехоламин и другие).

Нейромедиаторы вступают во взаимодействие с рецепторами, провоцируя процессы возбуждения или торможения.

Нейроны образуют группы, ансамбли, колонки с учетом расположения в определенном отделе головного мозга, в зависимости от того, сколько и какие функции выполняют в процессе жизнедеятельности человека.

К примеру, ансамбль корковых структур может состоять из сотни нервных клеток, которые включают:

  1. Клетки, получающие сигналы из подкорковых отделов (к примеру, от ядер таламуса – сенсорных или двигательных).
  2. Клетки, принимающие сигналы из других отделов коры.
  3. Клетки локальных сетей, формирующие вертикальные колонки.
  4. Клетки, отправляющие сигналы обратно к таламусу, другим участкам коры, элементам лимбической системы.

Синапс – место, где происходит биоэлектрический контакт между двумя клетками и передача информации благодаря преобразованию электрического импульса в химический сигнал и затем снова в электрический. Подобные трансформации протекают в синапсе при переходе нервного импульса через пресинаптическую мембрану, синаптическую щель и постсинаптическую мембрану.

Передача импульса возможна между отдельными нейронами или нейроном и эффекторной клеткой (клеткой органа, который исполняет задачу, закодированную в сигнале). Классификация синапсов предполагает разделение по критериям:

  • Месторасположение (центральная, периферическая системы).
  • Тип действия (возбуждение, торможение).
  • Вид нейромедиатора, участвующего в процессе передачи сигнала (холинергический, адренергический, серотонинергический).

Количество синапсов у одного нейрона, расположенного в головном мозге, может достигать 10 тысяч. Скорость передачи биоэлектрического сигнала составляет около 3-120 м/с.

Кроме синаптической передачи существует другой способ проведения сигнала – через кровь.

Передвижение закодированных данных происходит за счет того, что нервные отростки связываются с кровеносным сосудом и выделяют в кровь нейрогормон.

Нервные клетки, отвечающие за моторную активность, могут создавать тысячи синаптических контактов. Синапсы, формирующиеся на дендритах, количественно преобладают. Меньше синаптических связей образуется на аксонах. В процессе активации одних клеток, происходит торможение других. В результате человек может сосредоточиться на конкретной мысли или выполнить произвольное движение.

Виды нейроцитов

Нейроциты – это второе название нейронов.

Вне мозговых структур ЦНС они находятся в ганглиях, которые представляют собой нервные узлы (спинномозговые, черепных нервов, относящиеся к вегетативной системе).

В зависимости от выполняемых функций клетки нервной ткани бывают чувствительными, ассоциативными, эффекторными, секреторными. Первые получают сигналы, поступающие от периферических зон нервной системы.

Чаще сигналы направлены к головному мозгу, реже к клеткам вегетативного ганглия. Чувствительные клетки отличаются малыми размерами и большим количеством дендритов.

Ассоциативные проводят сигналы в рамках нейронной сети, обеспечивая связь между чувствительными и эффекторными видами клеток. Они находятся в мозге (головном, спинном) и вегетативной системе.

Во всех случаях являются элементами, замыкающими рефлекторные дуги (группы нейронов, связанные синапсами).

Эффекторные – это двигательные нейроны, которые приводят в движение части тела человека. Эффекторные нейроны проводят сигналы к исполнительным органам, в том числе к скелетным мышцам, что обуславливает моторную активность человека. Эффекторные – крупные клетки, оснащенные грубыми, менее разветвленными отростками. Секреторные клетки продуцируют нейрогормоны.

Функции клеток нервной ткани

Нейроны, которые расположены в головном мозге – это своеобразная база знаний, теоретически способная вместить и хранить весь объем информации, накопленной человечеством в течение тысячелетий.

Мозг запоминает абсолютно все полученные в ходе жизни сведения относительно взаимодействия с внешней средой и процессов, происходящих в человеческом организме.

При этом человек не может произвольно извлекать из недр памяти все данные, которые хранятся в мозговом веществе. Функции нейронов:

  1. Рецепция (прием) импульсов. Клетки нервной ткани принимают определенные сигналы, поступающие, к примеру, от органов чувств (световые, температурные, обонятельные, тактильные воздействия) или других клеток.
  2. Управление физиологическими процессами посредством возбуждения или торможения. Получая сигнал, участок клетки нервной ткани реагирует переходом в возбужденное или заторможенное состояние.
  3. Передача возбуждения. Сигналы в состоянии возбуждения передаются от одного участка нервной клетки к другому участку ее отростка. Таким способом передаваемый сигнал может преодолевать расстояние, равное 1,5 м (к примеру, от продолговатого мозга к дистальным отделам ног).
  4. Проведение импульса. Сигналы передаются от одной нервной клетке к другой или к эффекторным (исполнительным) органам, деятельность которых регулируется рефлексами – ответными реакциями организма на раздражители. К эффекторам относят скелетные и гладкие мышцы, эндокринные, экзокринные железы.

Повреждение нервных клеток приводит к тому, что они теряют способность проводить электрические импульсы и взаимодействовать между собой. Нарушение процессов обмена информацией в нейрональных структурах провоцирует сбои в работе всего организма. Человек теряет способность выполнять движения, разговаривать и воспринимать речь, чувствовать, запоминать, мыслить.

Значение нейронных связей

В книге «От нейрона к мозгу», написанной учеными-нейробиологами Дж. Николлсом, А. Мартином, Б. Валласом, П. Фуксом, научно обосновано значение межнейронного взаимодействия, как ведущего фактора формирования высших психических функций и саморазвития личности.

Нейронные связи играют решающую роль в формировании и развитии интеллекта, появлении устойчивых привычек. Человек рождается с огромным запасом нейронов и малым числом связей между ними.

В ходе взросления, жизнедеятельности, взаимодействия с окружающей действительностью, накопления опыта количество связей увеличивается, что обуславливает интеллектуальные и физические свойства личности, ее поведение и уровень здоровья.

Человек способен создавать новые нейронные связи на протяжении всей жизни. Объекты окружающего мира воздействуют на органы чувств, вызывая ответные реакции мозга.

Вокруг нейронов, которые постоянно работают, образуется слой – миелиновая оболочка, улучшающая способность нервных волокон проводить электрические сигналы.

Клетки, покрытые миелиновым слоем – белые, не покрытые – серые, поэтому мозговое вещество бывает серым и белым.

Основные реакции, возникающие на внешние раздражители, формируются к 7 годам. В этом возрасте выработка миелина сокращается. Семилетний ребенок уже знает, что огонь вызывает ожог, а неосторожные движения приводят к падению.

Основной ресурс знаний сформирован, что ассоциируется с замедлением образования новых нейронных связей. Выработка миелина вновь увеличивается в период полового созревания, когда меняются ментальные представления человека.

Гениальность часто проявляется в детском и подростковом возрасте, что коррелирует с повышенной выработкой миелина и созданием мощных, разветвленных нейронных сетей.

Количество синаптических связей (взаимодействие между разными нейронами) увеличивается вследствие процесса накопления опыта и получения новых знаний.

У нейрона могут образовываться новые отростки в результате активной стимуляции электрическими импульсами.

Разрастание синаптических связей прослеживается в поведении и реакциях человека на условия и обстоятельства внешнего мира.

К примеру, любитель собак оценивает окружающую действительность с учетом привязанности к четвероногим питомцам. Религиозные люди относятся к объектам внешнего мира, опираясь на высокие моральные принципы.

Это указывает на образование связи между двумя посторонними на первый взгляд идеями и отражает появление новых синаптических контактов.

Создание новых нейронных связей возможно, если человек постоянно занимается саморазвитием – изучает иностранные языки, осваивает новые знания и навыки (живопись, вышивка и вязание, литературное мастерство, занятия спортом, интеллектуальные игры – шахматы и шашки), овладевает новой профессией, меняет привычки.

Мозг нуждается в тренировке, которая провоцирует рост дендритов и расширение взаимодействий между клетками нервной ткани. Восприятие внешнего мира, успехи, состояние здоровья, настроение, удовлетворенность положением в социуме и жизнью в целом зависят от нашего сознания.

Посредством нейронных связей осуществляется управление работой внутренних органов, двигательной активностью, когнитивными процессами. Нейронные связи регулируют поведение человека. Чем больше нейронных связей, тем выше интеллектуальные и физические способности индивида.

Источник: https://golovmozg.ru/struktura/nejrony-golovnogo-mozga

ЛечениеСосудов
Добавить комментарий