Резидуальная энцефалопатия с когнитивными нарушениями

Что это такое резидуальная энцефалопатия головного мозга у детей: причины, симптомы и лечение

Резидуальная энцефалопатия с когнитивными нарушениями

Энцефалопатия у детей на сегодняшний день, к сожалению, встречается довольно часто. В раннем возрасте болезнь может сопровождаться неярко выраженными симптомами, это значительно осложняет процесс диагностирования.

А для больных детей при отсутствии должного лечения прогнозы не очень утешительные.

Именно по этой причине сейчас многие родители часто спрашивают, что же собой представляет это заболевание и на какие отклонения необходимо обратить внимание?

Резидуальная энцефалопатия – это болезнь, которая сопровождается диффузным поражением мозга головы, не связанное с процессом воспаления. Есть большое количество причин появления заболевания, но, как правило, нарушение нервной системы связано с недостаточным кровотоком или кислородным голоданием. Вследствие этих расстройств нервные клетки постепенно начинают гибнуть.

У детей энцефалопатия может выражаться разными симптомами и иметь различные формы. Отсутствие лечения чревато тяжелыми осложнениями. Именно по этой причине нужно знать о первых симптомах заболевания, чтобы своевременно отвести ребенка врачу.

Причины энцефалопатии

Нужно заметить, что есть большое количество вероятных причин появления этого заболевания. К примеру, к факторам риска относятся воздействия на организм малыша еще при внутриутробном развитии.

Также у детей перинатальная энцефалопатия часто развивается при наличии у матери постоянных токсикозов, при употреблении спиртного, некоторых токсических и лекарственных препаратов.

Резус-конфликт, постоянные стрессы, переношенность или недоношенность, патологии плаценты, радиационное воздействие, многоплодие, многоводие — все данные факторы могут провоцировать нарушения нервной системы у ребенка.

Иногда энцефалопатия появляется вследствие получения определенных травм при родах. Что относительно причин, способствующих развитию заболевания уже после рождения, то их тоже очень много — тяжелые гнойные инфекции, врожденные пороки, травмы, хирургические вмешательства, аутоиммунные заболевания, действие токсинов и т. д.

Есть несколько систем классификаций энцефалопатии. К примеру, с учетом времени развития и происхождения заболевания выделяют приобретенную и перинатальную (врожденную) энцефалопатию. При этом врожденная форма делится на десятки подвидов.

С учетом тяжести заболевания выделяют три главные формы:

  • легкие патологии чаще всего не имеют явных симптомов и полностью лечатся на протяжении первого года;
  • среднетяжелое нарушение в головном мозге сопровождается наличием в нем мелких кровоизлияний, это вызывает такие расстройства, как изменение тонуса мышц, снижение рефлексов, расхождение черепных швов во время скопления в желудочках мозга жидкости;
  • тяжелая форма заболевания выражается отсутствием реакции на внешние раздражители, слабыми рефлексами, расстройствами дыхательной функции, что, как правило, оканчивается коматозным состоянием.

Особенности перинатальной энцефалопатии

Про этот вид нарушения говорят в случае, когда у ребенка поражение нервной системы случилось в первые дни жизни, при родах или внутриутробном развитии. Чаще всего заболевание удается определить на ранних этапах за счет некоторых симптомов.

В частности, эти дети издают очень слабый крик после рождения или же совершенно не плачут. У них вовсе отсутствуют или плохо развиты сосательные рефлексы. Можно наблюдать апатию и излишнюю вялость. Вместе с этим у ребенка может проявляться пучеглазость или косоглазие.

В зрелом возрасте могут появиться очень неприятные последствия. В том числе, при неправильном лечении либо его отсутствии могут появляться такие заболевания, как ранний остеохондроз, гипертония, нарушения мелкой моторики, нейроциркуляторные дистонии, тяжелые мигрени.

Резидуальная энцефалопатия у детей

Этот вид заболевания встречается чаще всего. К примеру, многие врачи устанавливают диагноз «энцефалопатия не уточненная». У ребенка он может значить именно резидуальную форму. Просто этот вид патологии часто проходит вяло, а клиническая картина расплывчата.

К примеру, у ребенка на фоне нарушений могут развиваться парезы, вегетососудистая дистония, задержка умственного развития, повышенная утомляемость, постоянные головные боли, некоторые психические расстройства.

Чаще всего причиной расстройства головного мозга является нестабильность артериального давления, черепно-мозговая травма, бактериальная или вирусная инфекция. Приблизительно так выражается резидуальная энцефалопатия у ребенка.

К сожалению, лечение чаще всего начинают уже на поздних этапах, что отрицательно сказывается на здоровье детей.

Эпилептическая энцефалопатия

О присутствии этого вида заболевания говорят в случае, когда у ребенка вместе с эпилептической активностью происходят перманентные дисфункции мозга головы. У детей эпилептическая энцефалопатия бывает двух типов:

  • Первый тип патологии выражается церебральными дисфункциями, эпилептическим синдром, отставанием интеллектуального развития, расстройствами речи и т. д.
  • Второму типу заболевания свойственны поведенческие, когнитивные и психические нарушения. Но эпилептических приступов у этих детей нет.

Гипоксическо-ишемическая форма

Нужно сказать, что этот вид заболевания встречается очень часто. У детей гипоксическая или ишемическая энцефалопатия связана с нехваткой в тканях головного мозга кислорода. Это может быть связано, в свою очередь, со стойким снижением кровяного давления, развивающейся дыхательной недостаточностью.

Причины кислородного голодания бывают различными, включая разные нарушения со стороны сердечнососудистой и дыхательной систем, а также кровоизлияния и травмы.

Другие формы энцефалопатии

Как уже отмечалось, у детей очень часто определяется «энцефалопатия не уточненная».

Этот диагноз обозначает, что у врача не получилось точно выявить особенности и причины заболевания, потому ребенку необходимы дополнительные обследования. Так как на самом деле, есть много форм этой болезни.

К примеру, действие нейротропных веществ (в том числе и этиловый спирт) приводит к развитию токсической формы болезни, а после травмы черепа может появиться посттравматическая энцефалопатия.

Помимо этого, энцефалопатия бывает связана с расстройством функционирования внутренних органов, включая поджелудочную железу, почки, печень.

Симптомы энцефалопатии

Нужно сказать, что у детей энцефалопатия может выражаться по-разному. Здесь все будет зависеть от возраста ребенка, локализации процесса, формы патологии и ее тяжести и т. д.

К примеру, в раннем возрасте нужно обращать внимание на поведение ребенка.

Родители обязаны насторожиться в случае, когда он плохо спит, часто без причин капризничает и плачет, реагирует неадекватно на световые и звуковые изменения.

К симптомам также относится отсутствие или нарушение сосательного рефлекса, частое срыгивание, запрокидывание головы, неравномерное сердцебиение, повышенный мышечный тонус.

Клиническая картина в дошкольном возрасте является уже более выраженной. Ребенок, как и раньше, страдает от повышенного мышечного тонуса и нарушений сна.

Кроме того, он может жаловаться на быструю утомляемость и постоянные головные боли. Возникают частые обмороки.

Можно отметить и определенную нестабильность психики — детям тяжело дается резкое изменение деятельности, они зачастую имеют проблемы с памятью, неуверены в себе.

У школьников тоже отмечаются некоторые упомянутые выше симптомы, в том числе, постоянные головные боли и головокружения. Помимо этого, можно заметить проблемы с сознанием и памятью — у ребенка очень узкий круг интересов, он все время рассеян и раздражителен, ему тяжело дается учеба.

Диагностика заболевания

Нужно сразу сказать, что лишь врач сможет установить диагноз. Энцефалопатия определяется при помощи множества способов, включая как инструментальные, так и лабораторные обследования.

Вначале врач выполняет общий осмотр ребенка, знакомится с жалобами. Когда речь идет о подростке, то можно выполнить обследование психического состояния и памяти.

Помимо этого, нужно проверить координацию двигательной активности и рефлексы.

Первичное диагностирование в себя включает общий анализ крови, а также изменение кровяного давления. Затем проводится обследование на присутствие аутоантител. Требуются и некоторые метаболические анализы.

Чтобы обследовать кровоснабжение, функционирование и структуру головного мозга, ребенку назначают ультразвуковую допплерографию, томографию, а также энцефалографию. На основе этих данных врач ставит окончательный диагноз и начинает разрабатывать схему терапии.

Последствия энцефалопатии

Естественно, родители часто спрашивают, чем заканчивается эта болезнь. И в этом случае все будет зависеть от степени тяжести заболевания, формы, а также своевременности и качества лечения. Очень часто терапия помогает ребенку достичь полноценного излечения.

Если у ребенка энцефалопатия головного мозга появляется в раннем возрасте, то вероятна задержка физического, двигательного, психического и речевого развития. Легкие виды патологий могут завершиться развитием, так называемой минимальной дисфункции головного мозга.

При этом возможны и более тяжелые последствия — выраженная умственная отсталость, прогрессирующая гидроцефалия, эпилептический синдром, детский церебральный паралич и т. д.

Лечение энцефалопатии головного мозга

Симптомы энцефалопатии у ребенка — это веская причина максимально быстро обратиться к врачу. Ни в коем случае не нужно заниматься самолечением. Лечение в этом случае выбирается индивидуально и будет зависеть от причин возникновения болезни, степени ее тяжести и возраста ребенка.

Если рассматривать медицинские препараты, то лечение энцефалопатии головного мозга в себя включает прием таких средств:

  • Сосудорасширяющие препараты, улучшающие трофику мозга и кровообращение («Дротаверин», «Папаверин»).
  • Ноотропы, которые активируют работу нервных тканей («Кальций гопантенат», «Пирацетам», «Пиридитол»).
  • Головные боли снимают при помощи анальгетиков.
  • Высокая возбудимость является показанием к использованию успокоительных средств («Элениум», настойки валерианы).
  • Дополнительное применение витаминов и аминокислот позволяет в нервных тканях нормализовать метаболизм.

Естественно, одних лекарственных препаратов недостаточно.

Лечение при энцефалопатии головного мозга в себя включает физиопроцедуры, регулярные сеансы лечебной физкультуры и массажа, оптимальный режим отдыха и сна, правильное питание.

С учетом взросления ребенку могут быть необходимы занятия с дефектологом, логопедом и иными специалистами, что поможет ему в социальной адаптации и умственном развитии.

Диагноз «энцефалопатия головного мозга» у ребенка не является приговором. При правильном лечении и своевременном диагностировании последствия и проявления этой патологии можно свести к минимуму. Самое главное выполнять все рекомендации врача и окружить ребенка заботой и вниманием.

Источник: https://psiho.guru/terminy/chto-eto-takoe-rezidualnaya-encefalopatiya-u-detey.html

Причины и диагностика резидуальной энцефалопатии

Резидуальная энцефалопатия с когнитивными нарушениями

Диагноз резидуальная энцефалопатия относится к неврологическим заболеваниям, встречается в медицинской практике довольно часто. Означает патологию головного мозга, возникшую вследствие воздействия различных факторов, при которых произошла гибель его клеток.

В чем причина развития состояния, как проходит диагностика и лечение, есть ли надежда полностью устранить симптомы болезни?

Что собой представляет

Что такое резидуальная энцефалопатия (РЭ)? Медицинский термин резидуальная тождественен слову «остаточная». Следовательно, если когда-либо происходило нарушение структуры мозга, часть клеток погибла под воздействием различных обстоятельств, то через некоторое время проявляются последствия.

Этиология болезненного состояния имеет разную природу, поэтому многообразие патоморфологических мозговых изменений, видов и проявлений делает этот диагноз собирательным, превращая его в симптомокомплекс, указывающий на аномальные процессы, происходящие в мозге человека по причине неврологического дефицита.

Синдром может проявиться уже через несколько месяцев после повреждения, иногда проходят годы, прежде чем симптомы активно заявят о себе.

Причины развития

Резидуально органическое поражение может развиться, как у взрослых, так и у детей. Оно разделяется на два типа:

Перинатальный

Тип развивается у детей и относится к врожденным патологиям, возникает чаще всего по причине:

  • гипоксического поражения мозга плода из-за недостатка поступления кислорода;
  • травм во время родов;
  • последствий генетических мутаций или врожденных аномалий мозга;

Опасность развития асфиксии возникает, если женщина страдает токсикозом, при многоплодной беременности, наоборот, крупном плоде, внутриутробных инфекциях, несовместимости резус-фактора матери и плода, во время патологических или преждевременных родов.

Приобретенная

Ко вторичному типу резидуальной энцефалопатии относят взрослую возрастную категорию 18 – 50 лет. Синдром диагностируется после перенесенных заболеваний и состояний:

  • вирусных инфекций головного мозга: энцефалита, менингита;
  • травм позвоночника и головы;
  • осложнений после вакцинации;
  • ишемических поражений;
  • нарушений кровообращения (инсультов);
  • перенесенных нейрохирургических вмешательств;
  • повышенного уровня сахара в крови;
  • при почечных интоксикациях;
  • при повышенном билирубине;
  • при отравлениях токсинами: солями тяжелых металлов, алкоголем, наркотическими веществами, медицинскими препаратами;
  • при воздействии ионизирующего излучения.

Иногда причиной становятся иные травмы, оставившие неврологические симптомы.

Симптомы

Признаки резидуально органических поражений головного мозга могут быть разнообразными.

У детей

У детей симптомы обнаруживаются через некоторый период после определения первоначальной патологии, нередко они прогрессируют после перенесенных заболеваний или травм. Проявляются в виде ряда синдромов:

  • гидроцефальным;
  • гипертензионным;
  • менингиальным;
  • судорожным;
  • психовегетативным;
  • очагово-рассеянным;
  • эпилептическим.

Вначале ребенка беспокоят общемозговые признаки:

  • головокружение;
  • приступообразные боли в голове, позже они приобретают постоянный характер;
  • появляется беспокойство;
  • тошнота и рвота;
  • повышение артериального давления.

Дети становятся капризными, раздражительными, у половины развиваются психовегетативные расстройства, утрачивается интерес к окружающему, снижается память. Преобладают дистрофические признаки, проявляются аллергические реакции. При усугублении процесса симптомы выражаются ярче. Тип проявления связан с локализацией мозгового поражения:

  • состояние негативно отражается на слухе или зрении;
  • может сопровождаться параличом черепных нервов;
  • наблюдается асимметрия рефлекса сухожилий.

К тяжелым осложнениям относят развитие ДЦП и эпилептических припадков.

У взрослых

При приобретенном рецидиве энцелофапатии изменения прогрессируют постепенно, а проявления связаны с участком расположения и степенью неврологических повреждений. К основным признакам можно отнести:

  • цефалгический синдром (головная боль) разной интенсивности, плохо купирующийся медикаментозными препаратами;
  • неустойчивое психоэмоциональное состояние;
  • вестибуло-координаторные нарушения наблюдаются у 50% пациентов;
  • когнитивные изменения: утрата способности концентрировать внимание, потеря памяти;
  • общая слабость, утомляемость;
  • нарушения сна (диссомния),
  • гипертонус мышц;
  • нистагм.

При прогрессировании заболевания возможно снижение интеллектуальных способностей, расстройство в сфере эмоций и воли.

Диагностика

Резидуальная энцефалопатия головного мозга – заболевание, диагностировать которое довольно сложно, поскольку симптомы неврологического дефицита проявляются спустя время после воздействия негативных факторов. Диапазон проявлений широк, напоминает признаки других патологических состояний, поэтому четкой методики определения синдрома не разработано.

Необходимо установить первичную причину симптоматики, определить, является ли она свидетельством текущего заболевания или связана с перенесенными повреждениями ЦНС. При постановке диагноза невролог обычно основывается на:

  • жалобах пациента, поэтому важно подробно рассказать о своих ощущениях;
  • анамнезе больного, присутствии в его жизни обстоятельств, негативно воздействующих на мозг;
  • основании осмотра, выявляющего неврологическую аномалию.

В обследование входит тщательное изучение соматических недугов, комплекс лабораторных и инструментальных  исследований:

  1. Электроэнцефалография. Устанавливает функциональность мозга путем регистрации его биологической активности.
  2. Эхоэнцефалография. С помощью ультразвука диагностический метод определяет первичное состояние сосудов и мозговых структур.
  3. Дуплексное сканирование. Позволяет выяснить статус кровеносных каналов и прилегающих участков в мозге и шее.
  4. Реоэнцефалография. Определяет нарушения в кровоснабжении мозга.
  5. МРТ (магнитно-резонансная томография). Обследование поможет выяснить степень патоморфологических изменений мозговых структур, дифференцировать болезнь от новообразований, сосудистых поражений.

Также необходимо сдать анализ крови на вирусные и генетические  исследования.

Лечение

Комплекс терапевтических мероприятий при диагнозе резидуальная энцефалопатия складывается, исходя из патогенеза, особенностей развития недуга, а также влияет, насколько глубоко зашел процесс. Поэтому единой разработанной схемы лечения не существует. Применяются основные медикаментозные препараты:

  • лекарства, улучшающие мозговое кровообращение;
  • ноотропные средства;
  • нейропротекторы;
  • медикаменты, стимулирующие функцию ЦНС;
  • противосудорожные препараты при наличии судорожного синдрома;
  • витамины группы B, Е, C;
  • антиоксиданты, к примеру, «Мексидол»;
  • нестероидные средства;
  • иногда используются гормональные препараты.

Больным прописываются физиотерапевтические процедуры:

  1. Магнитотерапия. Применяется для активизации местного кровообращения, стимуляции восстановительных процессов.
  2. Электрофорез. Лекарство вводится в организм посредством электрического тока. Процедура восстанавливает локальную микроциркуляцию, снимает воспалительные процессы. Электрический ток благотворно воздействует на реактивность тканей и нервных окончаний.
  3. Рефлексотерапия. Предполагает воздействие на точки надавливанием или иглоукалыванием, помогает активизировать рефлексы, «разбудить» защитные силы к реабилитации, оказывает седативное либо стимулирующее влияние на ЦНС.
  4. Лечебная гимнастика. Комплекс побирается индивидуально. При нарушениях вестибулярных функций применяются упражнения, направленные на коррекцию в данной сфере.

При изменениях в психике в структуру лечения включаются психотропные препараты, в список входят: бромиды, «Феназепам», «Дроперидол» и др.

Прогноз

Дальнейшее развитие событий зависит от многих факторов:

  • степени поражения мозговых клеток;
  • причин возникновения;
  • возраста больного.

Если у ребенка заболевание выявлено на раннем этапе, родители строго придерживались рекомендаций невролога и педиатра, то примерно у  30% детей удается полностью купировать симптомы и добиться полного выздоровления.

У взрослых выявление патологии на ранних этапах и адекватное лечение позволяет значительно стабилизировать состояние и сдерживать прогресс. Если патология диагностирована на поздних стадиях, полностью восстановить утраченные функции мозга удается не всегда.

Профилактика

Совокупность профилактических мер по предупреждению при перинатальной резидуальной энцефалопатии включает в себя:

  • ведение беременности под наблюдением профессионального гинеколога;
  • выбор адекватного способа родоразрешения;
  • наблюдение и уход за новорожденным.

К профилактическим мерам по предотвращению развития рецидива повреждения мозга относится:

  • соблюдение правильного рациона;
  • образ жизни, направленный на улучшение здоровья;
  • отсутствие вредных привычек (отказ от курения и алкоголя);
  • оптимальная двигательная активность;

Надо постараться по возможности избегать стрессов, научиться правильно реагировать на раздражитель. Важно своевременно выявить и скорректировать состояние больного во избежание осложнений. Необходимо лечить соматические заболевания, уделять внимание здоровью сосудистой системы, эндокринной сфере, метаболическим нарушениям.

Энцефалопатия в остаточном ее проявлении – диагноз сложный, лечению поддается не всегда, в некоторых случаях приводит к тяжелым последствиям.

Поэтому должны насторожить первые признаки в изменении самочувствия, если ранее были случаи повреждения мозговых структур.

Особенно должны быть внимательны родители, дети которых перенесли энцефалопатию в младенческом возрасте, имели травмы головы или переболели инфекционными заболеваниями мозга.

Источник: https://glmozg.ru/bolezni/nevrologiya/rezidualnaya-entsefalopatiya.html

Резидуальная энцефалопатия: классификация, симптомы и методы лечения

Резидуальная энцефалопатия с когнитивными нарушениями

Энцефалопатия у детей – это группа заболеваний нервной системы невоспалительного характера.

По сути, любая энцефалопатия является диффузным расстройством головного мозга, в результате которого нарушается его кровоснабжение, уменьшается количество нервных клеток и наблюдается их разрушение.

У данных расстройств могут быть разные признаки и симптомы, поэтому стоит рассмотреть самые известные группы заболеваний, носящих общее название «энцефалопатия».

Классификация болезни

По своей природе резидуальная энцефалопатия делится на приобретенную и врожденную. В последнем случае провоцирующими факторами являются нарушения во время беременности либо родового процесса.

Когда резидуальное явление возникло из-за органического поражения мозга и проявления были замечены только спустя много лет, патологию называют резидуально-органической энцефалопатией (приобретенной).

Также существует энцефалопатия:

  • диабетическая (вызванная сахарным диабетом);
  • анаксическая (вызванная гипоксией);
  • билирубиновая (из-за переизбытка выделяемого билирубина);
  • лучевая (вызванная ионизирующим излучением);
  • метаболическая (вызванная патологиями других органов).

Энцефалопатия головного мозга у детей что это

Для того чтобы разобрать в том что такое энцефалопатия головного мозга и какие последствия она может спровоцировать в дальнейшем, для начала требуется выявить причину, из-за которой происходят эти изменения.

Чаще всего это состояние у детей развивается в результате дистрофии нейронов головного мозга и их связей вследствие нарушения кровоснабжения этих структур и, как следствие, недостатка кислорода и других питательных веществ, требующихся для нормального функционирования и развития мозговых тканей.

Чаще всего подобным изменениям в головном мозге подвержены дети в последние месяцы внутриутробного развития и дети в 1 год жизни.

Несмотря на то что эти периоды крайне важны и любые отклонения и заболевания в это время могут сказаться на дальнейшем формировании организма, не стоит отчаиваться, так как своевременная диагностика энцефалопатии и последующее адекватное лечение, снижает риск развития более тяжелых заболеваний и существенно облегчат состояние малыша.

Если же поражения тканей незначительны, а терапия энцефалопатии оправдала ожидания, то в таком случае происходит полное выздоровление ребенка.

В медицине выделяют несколько видов подобной патологии, которые отличаются друг от друга симптомами и причинами, вследствие которых развилась заболевание. Оттого насколько точно будет определена природа изменений, зависит лечение и прогнозирование возможных последствий в дальнейшем.

Причины появления

Привести к тому, что возникнет резидуальная энцефалопатия у детей, способны ишемически-гипоксические нарушения. Развиться ППЦНС (перинатальные патологии центральной нервной системы) могут с седьмого месяца беременности по седьмой день после рождения. Это:

  • заражение эмбриона инфекциями;
  • внутриутробное кислородное голодание (гипоксия плода);
  • родовые травмы или другие аномалии.

Также влияет образ жизни женщины, вынашивающей ребенка, возраст, наследственность.

К развитию резидуальных изменений головного мозга в зрелом возрасте могут приводить:

  • травмы головы, в частности повторяющиеся;
  • злоупотребление спиртным, психотропными, наркотическими веществами;
  • радиационное облучение;
  • критическое повышение артериального давления, микроинсульты, микроинфаркты;
  • дефекты развития нервных корешков в области головы;
  • наличие холестериновых бляшек в артериях мозга;
  • внутримозговое кровоизлияние, инфаркты;
  • нарушения работы эндокринной системы (наличие сахарного диабета);
  • атеросклероз;
  • воспалительные процессы, которые затрагивают область головы;
  • хирургическое вмешательство;
  • отравление ядами или инсектицидами.

Установить причину патологии зачастую довольно сложно, т. к. симптомы ее возникают спустя несколько лет, а на человека в это время могут влиять несколько факторов одновременно.

Симптоматика

Проявления патологии в детском возрасте в незначительной степени отличаются от приведенных, но обычно возникают задержки психомоторного развития, нарушения эмоциональной сферы, и заметить их можно сразу после родов.

У младенцев, рожденных с этим диагнозом, отмечается поздний либо слабый крик сразу после рождения, отсутствие либо слабость сосательного рефлекса, выпученные глаза, гипертонус мышц, судорожные подергивания (после трех месяцев), постоянное беспокойство, плохой сон.

Осложнения и последствия

В случае обширного поражения головного мозга, отсутствия терапии либо несвоевременного и неправильного лечения могут возникнуть различные осложнения и последствия:

Источник: https://neuro-orto.ru/bolezni/encefalopatiya/rezidualnaya.html

Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга»

Резидуальная энцефалопатия с когнитивными нарушениями

Елена Савосина
Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга»

Резидуальная энцефалопатия (далее РЭП)головного мозга – это патология развивающаяся из-за отмирания клеток в центральной нервной системе человека, по причине воздействия различных повреждающих факторов.

При РЭП дети страдают хронической энергетической недостаточностью. Рабочие циклы их мозга сокращаются до 5-15 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3-5 минут и более. В периоды релаксации “внешняя” деятельность ребенка не прерывается, но совершается автоматически и не осознается.

В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. Если в состоянии “релаксации” ребенок продолжает писать (как это обычно и происходит на уроках русского языка, то результат его работы квалифицируется как дисграфия, т. к. прочесть написанное оказывается невозможно.

Во время релаксационных пауз дети могут продолжать общаться и разговаривать, но оказываются не в состоянии вспомнить свои высказывания. Они могут сказать грубость и пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили.

Ребенок может взять ручку со стола у соседа, положить к себе в карман и не знать, что она там лежит. Он может толкнуть или ударить кого-то и не помнить этого.

Слушая обвинения в свой адрес, дети с РЭП вполне искренне клянутся, что не говорили, не брали, не толкали и это вызывает еще большее возмущение окружающих.

Так как свидетелей их проступков много, их часто начинают считать наглыми врунами, хулиганами и воришками. Дети, напротив, приходят к убеждению, что окружающие несправедливы к ним, им начинает казаться, что весь мир ополчился против.

Проблемы самоуправления возникают у ребенка с РЭП не только в периоды релаксации мозга, но и при выполнении любой деятельности в рабочей фазе.

Ребенок действует сразу, импульсивно и необдуманно. Поэтому и результаты его действий бывают совершенно неожиданными для него. Учащийся сначала действует и только потом понимает то, что он сделал.

Он пытается исправиться, но не может сдержать своих обещаний.

В то время, когда мозг “отключается” и “отдыхает”, ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать по ступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе.

В течение 40-минутного урока он может “отключиться” несколько раз и многое выпустить из рассказа учителя, не заметив этого.

В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, сплюсовываются, что он и выносит с урока.

Часто учителя и родители бывают озадачены абсолютно непонятными, “дикими” ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое-либо разумное объяснение.

Рекомендации для учителей обучающих детей с диагнозом РЭП головного мозга:

1. В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной, оформительской работы.

Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать.

Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает от напряжения, что найдя, наконец, то место, откуда н писать, работать уже вообще не может.

2. Исключительно эффективными оказываются как общие принципы, так и конкретные методы, предлагаемые Гленом Доманом.

Его подход строится на четком структурировании информации, которую ребенку предстоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы, с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствующей области знаний.

Единицей информации обязательно должен быть целостный самостоятельный “образ-факт”, который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта.

3. Системность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление.

Это значит, что существенно снижаются нагрузки на внимание и систематизацию материала при запоминании. Форма подачи информации также должна быть алгоритмичной, четкой.

Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.

4. Избегайте ситуаций вызывающих отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции, возникающие когда ребенок не в состоянии вспомнить то, что требуется, заставляют его избегать “учебных” ситуаций. Он уже не хочет ни слушать, ни смотреть, чтобы потом не пришлось мучаться при ответе на вопросы.

Требуя в обязательном порядке точного воспроизведения всей информации, мы заранее ставим ребенка в ситуацию неуспеха и тем самым разрушаем учебную мотивацию. Естественно, что сильные отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого человека, тем более, у ребенка с РЭП головного мозга.

Поэтому наивно ожидать, что он будет лучше что-либо воспринимать или понимать после того, как его хорошенько отругали.

5. Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для ребенка с РЭП. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.

) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают.

Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.

6. Если учитель видит, что ребенок “выключился”, сидит с отсутвующим взглядом,то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.

7. При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность учащегося с диагнозом РЭП головного мозга. Яркие эмоции создают нечто вроде очагов возбуждения и могут нарушить как последующую деятельность, так и результаты предыдущей.

8. Для детей с РЭП головного мозга также не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок. Обычно для того, чтобы дети настроились, в самом начале урока предлагается сказать им нечто интересное, хотя и мало относящееся к его сути.

Одним из препятствий в обучении и интеллектуальном развитии детей с РЭП головного мозга является своеобразная защитная форма деятельности, довольно быстро у них формирующаяся.

Она выражается в том, что дети стараются делать хоть что-нибудь (все равно что, даже если не понимают, что и как надо делать. Именно в результате подобной защитной деятельности в памяти учащегося застревают какие-то абсурдные сведения, операции, т. е.

“информационный шум”, который еще больше дезорганизует их мышление и осложняет обучение.

Психолого – педагогическое сопровождение детей с РЭП показывает, что даже без лечения по мере взросления всегда происходит некоторая нормализация работы мозга.

Даже если не улучшается внимательность, сглаживается явная “цикличность” интеллектуальной деятельности, реже происходят “отключения”. К 5-6 классу ребята уже чувствуют тот момент, когда “мысли начинают разбегаться”, и становится трудно сосредоточиться.

Они отвлекаются, отдыхают и продолжают работу, когда это состояние проходит. Общее время, в течение которого они могут продуктивно обучаться, значительно увеличивается.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-detei-s-diagnozom-rezidualnaja-yencefalopatija-golovnogo-mozga.html

ЛечениеСосудов
Добавить комментарий