Запишите происхождение и характеристики основных тонов сердца

Происхождение тонов сердца

Запишите происхождение и характеристики основных тонов сердца

ПосколькуI тон возникает в начале систолы, а II-всамом начале диастолы, то в их со­ставвходят звуки различного происхождения.

Iтонобразуется при сокращении предсердий,сокращении желудочков, захлопываниидвух- и трехстворчатого атриовентрикулярныхклапанов, колебании стенок аорты илегочной арте­рии в момент систолыжелудочков. Таким образом, I тон сердцасостоит из трех компонентов:

3) сосудистого.

Наиболеесильные звуки возникают при захло-пыванииатриовентрикулярных клапанов, онидоминируют в этом тоне и придают емусвоеобразный акустический оттенок.

IIтонобразуется при захлопывании полулунныхклапанов аорты и легочной артерии, атакже при колебании стенок аор­ты илегочной артерии во время диастолы.

Факторы, влияющие на акустические свойства тонов сердца

Уздоровых животных I и II тоны сердцазвучат отчетливо и ясно. Изменениеакустических свойств тонов зависит отче­тырех основных причин и их сочетаний:

  1. изменения сократи­тельной функции сердца;

  2. изменения физических свойств клапанов и строения прикрываемых ими отверстий;

  3. изменений давления крови в аорте и легочной артерии;

  4. диссо­циации отдельных компонентов тонов.

Крометого, на свойства тонов влияют прилегающиеблизко к сердцу ткани (края лег­ких,грудная стенка, шерстный покров), свойстваблизлежа­щих к сердцу органов (легкие,желудок, преджелудки, печень), скоплениепатологического выпота и газов всердечной сороч­ке, полости плевры,а также возрастные, видовые и индиви­дуальныеособенности.

Укрупного рогатого скота I и II тоны сердцагромкие, при­чем I тон звучит отчетливееII.

Умелкого рогатого скота тоны сердцаясные, отчетливые, хорошо аускультируютсяпо обе стороны грудной клетки.

Усвиней I тон ослаблен, оба тона звучатприглушенно.

Улошадей I тон длиннее, ниже и медленнеезатухает, чем II, а II короче и вышеI,резкообрывается.

Уплотоядных тоны сердца громкие, четкие,ясные.

Местанаилучшей слышимости тонов сердца-punctaoptima.

Приизучении функции сердца и диагностикеего пороков важ­нейшее значение имеетаускультация компонентов тонов илишумов сердца в точках проекции на груднойстенке клапанов и прикрываемых имиотверстий сердца, т. е. в местах ихнаи­лучшей слышимости.

Ужвачных p. optimum митральногоклапана исследуют слева в 4-м межреберьена уровне нижней трети грудной клет­киживотного, а полулунных клапанов аорты-на2-3 смниже линии лопатко-плечевого сустава.

Наилучшая слыши­мость полулунныхклапанов легочной артерии отмечаетсясле­ва в 3-м межреберье на уровнесередины нижней трети груд­ной клеткилопатко-плечевого сустава; трехстворчатогоклапа­на правого желудочка-справа в4-м межреберье на уровне середины нижнейтрети грудной клетки.

Улошадей р. орtima митральногоклапана расположен в 5-м межреберьеслева на середине нижней трети груднойклет­ки.P.

орtimumполулунныхклапанов легочной арте­рии выраженв 3-м межреберье под линией, разделяющейпопо­лам нижнюю треть грудной клетки,а полулунных клапанов аорты-в4-м межреберье слева на 2-3 смниже горизонталь­ной линии отлопатко-плечевого сустава.

Полулунныеклапаны аорты расположены более глубиннои звучат тише, чем клапа­ны легочнойартерии, поэтому их следует такжепрослушивать справа в симметричномпункте или немного ниже. Р. орtimum трехстворчатогоклапана прослушивают в 4-м межреберьесправа на середине нижней трети груднойклетки.

Усвиней р. optimum митральногоклапана выслушивают в 4-м, аорты-в3-м, легочной артерии-во 2-3-ммежреберьях слева, а трехстворчатогоклапана-в3-м справа.

Уплотоядных р.

орtimum митральногоклапана находится в 5-м межреберье надгоризонтальной линией по серединенижней трети грудной клетки; полулунныхклапанов аорты-в 4-м межреберьенепосредственно под горизонтальнойлинией, идущей от плечевого сустава; алегочной артерии в 3-м межреберье слеваи трехстворча-того клапана-в 4-м межре­берьесправа над горизонтальной линией посередине нижней трети грудной клетки.

Изменениятонов сердца.

Онимогут проявляться усилением тоновсердца, акцентом одного из тонов,ослаблением обоих тонов или одного изних и другими изменениями.

Усилениетонов сердца констатируют особенно втом слу­чае, когда при некоторомсмещении стетофонендоскопа с пунк­танаилучшей слышимости по томуже межреберьювверх или вниз сила тона почти неснижается, а их ослабление, когда принекотором смещении стетофонендоскопатон ослабевает или теряется.

УсилениеI и II тонов бывает при физическомна­пряжении, возбуждении, сниженииупитанности, у узкогрудых животных.Патологическое усиление обоих тоновотмечают, например, при анемии, гипертрофиимиокарда и расширении сердца, массивныхкровопотерях, в ранних стадияхмиокардиодегенерации, при лихорадке инекоторых отравлениях.

АкцентI тона отмечают при быстром сокращенииже­лудочков и недостаточном ихнаполнении кровью к началу си­столы(стеноз митрального отверстия, укорочениедиастолы, экстрасистолия). Короткийусиленный I тон называют «хло­пающим».

АкцентII тона на аорте бывает при заболеваниях,со­провождаемых гипертонией в большомкруге кровообращения, вследствие чегоуказанный тон усиливается, как этобывает при хроническом интерстициальномнефрите, артериосклерозе, тромбоэмболическихколиках, недостаточности правыхатрио-вентрикулярных клапанов, лихорадке,а также при возбужде­нии и физическойнагрузке.

АкцентII тона на легочной артерии часто указываетна гипертонию в малом круге кровообращения,особен­но вследствие эмфиземы легких,пневмосклероза, крупозной и интерстициальнойпневмонии, эхинококкоза и альвеококкозалегких, экссудативного плеврита,пневмоторакса.

Ослаблениеобоих тонов сердца отмечается у ожиревшихживотных вследствие затрудненияпроведения зву­ка на поверхностьгруди; по этой же причине оно отмечаетсяу животных мускулярного типа с длиннойшерстью, особенно при отсутствии тренингаи моциона, а также при фибринозныхнапластованиях в сердечной сорочке,скоплении там экссудата и газов; приэкссудативном плеврите, эмфиземе легких,миокардиодистрофии, острой сердечнойнедостаточности; в агональный периодослабление тонов сердца бывает связанос ос­лаблением сократительнойспособности миокарда. Оно харак­тернотакже для деформации и утолщения клапановвследст­вие утраты ими эластичностии способности плотно смыкаться, чтонередко приводит к появлению шумов.Высшей степенью ослабления сердечныхтонов является их акустическоеисчезно­вение.

ОслаблениеI тона отмечают при снижении сократительнойспособности миокарда, недостаточностиатриовентрикулярцых клапанов и расширениижелудочков (декомпенсированные порокисердца).

ОслаблениеII тонанааорте характерно для та­хикардиипосле массивных кровопотерь, пониженияартериального кровяного давления(гипотония), вазомоторного парали­ча(шок, коллапс), при экстрасистолии,недостаточности полу­лунных клапанови стенозе устья аорты и митральногоотвер­стия; I тон при этом такжеослабевает.

ОслаблениеIIтона на легочной артерии бы­вает припонижении кровяного давления в ней,стенозе ее устья, ослаблении сократительнойспособности правого желу­дочка истенозе правого атриовентрикулярногоотверстия.

Смещениер. орtima связанос изменением положения сердца в груднойполости, его размеров и формы.

Источник: https://studfile.net/preview/1154422/page:4/

Тоны сердца — Медицинская энциклопедия

Запишите происхождение и характеристики основных тонов сердца

То́ны сердца

Звуковое проявление механической деятельности сердца, определяемое при аускультации как чередующиеся короткие (ударные) звуки, которые находятся в определенной связи с фазами систолы и диастолы сердца. Т. с.

образуются в связи с движениями клапанов сердца, хорд, сердечной мышцы и сосудистой стенки, порождающими звуковые колебания. Выслушиваемая громкость тонов определяется амплитудой и частотой этих колебаний (см. Аускультация). Графическая регистрация Т. с. с помощью фонокардиографии показала, что по своей физической сущности Т. с.

являются шумами, а восприятие их как тонов обусловлено кратковременностью и быстрым затуханием апериодических колебаний.

Большинство исследователей различает 4 нормальных (физиологических) Т. с., из которых I и II тоны выслушиваются всегда, a III и IV определяются не всегда, чаще графически, чем при аускультации (рис.).

I тон выслушивается как достаточно интенсивный звук над всей поверхностью сердца. Максимально он выражен в области верхушки сердца и в проекции митрального клапана. Основные колебания I тона связаны с закрытием атриовентрикулярных клапанов; участвуют в его образовании и движениях других структур сердца.

На ФКГ в составе I тона выделяют начальные низкоамплитудные низкочастотные колебания, связанные с сокращением мышц желудочков; главный, или центральный, сегмент I тона, состоящий из колебаний большой амплитуды и более высокой частоты (возникающих вследствие закрытия митрального и трехстворчатого клапанов); конечную часть — низкоамплитудные колебания, связанные с открытием и колебанием стенок полулунных клапанов аорты и легочного ствола. Общая продолжительность I тона колеблется в пределах от 0,7 до 0,25 с. На верхушке сердца амплитуда I тона в 11/2—2 раза больше амплитуды II тона. Ослабление I тона может быть связано со снижением сократительной функции мышцы сердца при инфаркте миокарда, миокардите, но особенно резко оно выражено при недостаточности митрального клапана (тон может практически не выслушиваться, замещаясь систолическим шумом). Хлопающий характер I тона (повышение и амплитуды, и частоты колебаний) чаще всего определяется при митральном стенозе, когда он обусловлен уплотнением створок митрального клапана и укорочением их свободного края при сохранении подвижности. Очень громкий («пушечный») I тон возникает при полной атриовентрикулярной блокаде (см. Блокада сердца) в момент совпадения по времени систолы независимо от сокращающихся предсердий и желудочков сердца.

II тон также выслушивается над всей областью сердца, максимально — на основании сердца: во втором межреберье справа и слева от грудины, где его интенсивность больше, чем I тона. Происхождение II тона связано в основном с закрытием клапанов аорты и легочного ствола.

В его состав входят также низкоамплитудные низкочастотные колебания, возникающие в результате открытия митрального и трехстворчатого клапанов. На ФКГ в составе II тона выделяют первый (аортальный) и второй (легочный) компоненты. Амплитуда первого компонента в 11/2—2 раза больше амплитуды второго.

Интервал между ними может достигать 0,06 с, что воспринимается при аускультации как расщепление II тона. Оно может быть дано с физиологическим асинхронизмом левой и правой половин сердца, что наиболее часто встречается у детей.

Важной характеристикой физиологического расщепления II тона является его изменчивость по фазам дыхания (нефиксированное расщепление).

Основой патологического или фиксированного, расщепления II тона с изменением соотношения аортального и легочного компонентов могут быть увеличение длительности фазы изгнания крови из желудочков и замедление внутрижелудочковой проводимости.

Громкость II тона при его аускультации над аортой и легочным стволом примерно одинакова; если она преобладает над каким-либо из этих сосудов, говорят об акценте II тона над этим сосудом. Ослабление II тона связано чаще всего с разрушением створок аортального клапана при его недостаточности или с резким ограничением их подвижности при выраженном аортальном стенозе. Усиление, а также акцент II тона над аортой возникает при артериальной гипертензии в большом круге кровообращения (см. Гипертензия артериальная), над легочным стволом — при гипертензии малого круга кровообращения (Гипертензия малого круга кровообращения).

Ill тон — низкочастотный — воспринимается при аускультации как слабый, глухой звук. На ФКГ определяется на низкочастотном канале, чаще у детей и спортсменов.

В большинстве случаев он регистрируется на верхушке сердца, и его происхождение связывают с колебаниями мышечной стенки желудочков вследствие их растяжения в момент быстрого диастолического наполнения. Фонокардиографически в ряде случаев различают лево- и правожелудочковый III тон.

Интервал между II и левожелудочковым тоном составляет 0,12—15 с. От III тона отличают так называемый тон открытия митрального клапана — патогномоничный признак митрального стеноза. Наличие второго тона создает аускультативную картину «ритма перепела».

Патологический III тон появляется при сердечной недостаточности (Сердечная недостаточность) и обусловливает прото- или мезодиастолический ритм галопа (см. Галопа ритм). Ill тон лучше выслушивается стетоскопической головкой стетофонендоскопа или методом непосредственной аускультации сердца ухом, плотно приложенным к грудной стенке.

IV тон — предсердный — связан с сокращением предсердий. При синхронной записи с ЭКГ регистрируется у окончания зубца Р.

Это слабый, редко выслушиваемый тон, регистрирующийся на низкочастотном канале фонокардиографа в основном у детей и спортсменов.

Патологически усиленный IV тон обусловливает при аускультации пресистолический ритм галопа. Слияние III и IV патологических тонов при тахикардии определяют как «суммационный галоп».

Ряд дополнительных систолических и диастолических тонов (щелчков) определяется при Перикардите, плевроперикардиальных сращениях, пролапсе митрального клапана.

Изменения тонов сердца, как и появление сердечных шумов (Сердечные шумы), имеют важное значение для диагностики пороков сердца (см. Пороки сердца приобретенные (Пороки сердца приобретённые)).

Библиогр.: Кассирский Г.И. Фонокардиография при врожденных и приобретенных пороках сердца, Ташкент 1972, библиогр.; Соловьев В.В. и Кассирский Г.И. Атлас клинической фонокардиографии, М., 1983; Фитилева Л. М Клиническая фонокардиография, М., 1968; Холльдак К. и Вольф Д. Атлас и руководство по фонокардиографии и смежным механокардиографическим методам исследования, пер с нем., М., 1964.

Схематическое изображение синхронно зарегистрированных фонокардиограммы (внизу) и электрокардиограммы (вверху) в норме: I, II, III, IV — соответствующие тоны сердца; а — начальный компонент I тона, б — центральный сегмент I тона; в — конечный компонент I тона; А — аортальный компонент II тона; Р — легочный компонент II тона.

Источник: Медицинская энциклопедия на Gufo.me

Источник: https://gufo.me/dict/medical_encyclopedia/%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0

1

Запишите происхождение и характеристики основных тонов сердца
    1. Основные тоны.    2. Дополнительные тоны.    3. Ритмы галопа.    4. Щелчки.

    Тоны сердца подразделяются на основные и дополнительные.

    1. Основные тоны сердца

Основных тонов сердца два: первый и второй.

    Первый тон ( систолический) связан с систолой левого и правого желудочков, второй тон (диастолический) – с диастолой желудочков.

    Первый тон образован, главным образом, звуком закрытия митрального и трикуспидального клапанов и в меньшей мере звуком сокращающихся желудочков, а иногда и предсердий. 1 тон воспринимается ухом как единый звук. Его частота у здоровых колеблется от 150 до 300 герц, продолжительность от 0.12 до 018 секунды.

    Второй тон вызван звучанием полулунных клапанов аорты и легочной артерии при   их захлопывании в начале фазу диастолы желудочков. По звучанию он выше и короче первого тона (250-500 герц, 0.08-0.12 с.).

    На верхушке первый тон звучит несколько громче второго, на основании сердца – второй тон громче первого.

    Прослушайте звучание тонов сердца в разных точках аускультации.

    Первый и второй тон могут изменяться по громкости (усиленный-громкий, ослабленный-глухой), по структуре ( расщепленный, раздвоенный).

    Звучание тонов сердца зависит от силы и скорости сокращения мышцы сердца, наполнения желудочков, состояния клапанного аппарата. Среди практически здоровых людей более громкие тоны бывают у людей нетренированных, лабильных, что связано с более частым ритмом и относительно меньшим диастолическим наполнением, чем у тренированных.

    На звучание тонов оказывают влияние многие внесердечные факторы. Чрезмерное развитие подкожной клетчатки, эмфизема легких, левосторонние экссудативные плевриты и гидротораксы приглушают тоны сердца, а большой газовый пузырь желудка, полость в околосердечной области, пневмоторакс могут вследствие резонанса увеличить громкость тонов.

    Усиление первого тона может наблюдаться при эмоциональном возбуждении( ускорение выброса вследствие адреналового воздействия), экстрасистолии  (недостаточное наполнение желудочков), тахикардии.

    Послушайте громкий 1 тон сердца у больной с нейроциркуляторной  

       дистонией.

Ослабленный (приглушенный) первый тон наблюдается при поражении мышцы сердца и, связанной с этим, уменьшением скорости ее сокращения ( кардиосклероз, миокардит), при изменении митрального и/или трикуспидального клапанов (укорочении и утолщение створок при ревматизме, инфекционном эндокардите, реже – атеросклерозе).

    Прослушайте ослабленный первый тон у больного миокардитом.

     Особое диагностическое значение имеет хлопающий первый тон. Хлопающий первый тон является патогномоничным признаком стеноза левого или правого атриовентрикулярного отверстия.

При таком стенозе вследствие увеличения диастолического предсердно-желудочкового градиента давления, образующаяся вследствие сращения створок клапана воронка, при диастоле вдавливается в сторону желудочка, а при систоле выворачивается в сторону предсердия, издавая своеобразный хлопающий звук. Важно уметь различать хлопающий 1 тон от громкого. Хлопающий первый тон не только громкий, но и более высокий по частоте (до 1000-2000 герц) и короткий по продолжительности (0.08-0.12 с.), тогда как громкий от обычногоразличается только силой звучания. (См. спектрограмму)

Послушайте хлопающий первый тон у больного стенозом левого  атрио-вентрикулярного отверстия (митральный стеноз).

       Усиление второго тона (акцент 2 тона) чаще всего связано с повышением давления в аорте (акцент 2 тона на аорте), легочной артерии (акцент 2 тона на легочной артерии). Увеличение громкости 2 тона может наступить при краевом склерозе полулунных клапанов, но при этом звук может приобретать металлический оттенок.     Напоминаю, что акцент 2 тона определяется путем сравнения громкости 2 тона на аорте и легочной артерии.  

    Прослушайте акцент 2 тона на аорте у больного с артериальной гипертензией.

    Ослабление второго тона может наблюдаться при коллапсе, но главным образом при   недостаточности полулунных клапанов аорты (ослабление второго тона на аорте) или легочной артерии (ослабление второго тона на легочной артерии).

    При неодновременном сокращении левого и правого желудочка появляется раздвоение первого и/или второго тона. Причиной неодновременного сокращения может быть перегрузка одного из желудочков, нарушение проводимости по ножкам Гиса, нарушение сократимости мышцы сердца. Кроме раздвоения, может наблюдаться расщепление тонов сердца.

Раздвоение от расщепления отличается степенью расхождения составляющих тона. При раздвоении промежуток между разошедшимися частями тона равен или превышает 0,04 секунды, а при расщеплении – меньше 0.04 с., что воспринимается ухом как неопределенная неоднородность тона.

В отличие от раздвоения тона, причиной которого чаще всего является патология, расщепление может наблюдаться у практически здоровых людей.

    Прослушайте раздвоение первого тона у больного с блокадой правой ножки пучка Гиса.

          Теперь прослушайте раздвоение 2 тона на легочной артерииу больного с легочной гипертензией

    2. Дополнительные тоны сердца.

    У некоторых людей как практически здоровых, так и при патологии, могут прослушиваться, кроме основных тонов, дополнительные тоны сердца: третий и четвертый.

    Третий тон связан со звучанием мышцы желудочков, чаще левого,  в фазу быстрого расслабления  протодиастолы сердца. Потому третий тон называют протодиастолическим тоном. Четвертый тон связан со звучанием предсердий при их систоле. Так как систола предсердий происходит в фазу пресистолы желудочков, 4 тон называют пресистолическим.

    3 и 4 тон может прослушиваться как у здоровых людей, так и при различной, иногда тяжелой патологии сердца. Дополнительные тоны у здоровых людей Йонаш (Йонаш, 1968) назвал “невинными” тонами.

3. Ритмы галопа

    С появлением дополнительных тонов сердца и их взаимоотношением с основными тонами связаны ритмы галопа.

    Различают:

– протодиастолический ритм галопа: сочетание 1, 2 и 3 тонов;– пресистолический ритм галопа: сочетание 1, 2 и 4 тонов;– четырехтактный ритм: сочетание 1, 2, 3, и 4 тонов;– суммационный ритм галопа: имеются 4 тона, но вследствие тахикардии диастола    настолько укорачивается, что 3 и 4 тоны сливаются в один тон.

    Для врача важно уметь различать “невинные” трехчленные ритмы у здоровых от   патологических ритмов галопа.

    Наибольшее значение имеет различие и правильная трактовка протодиастолического ритма галопа.

    Признаки “невинного” протодиастолического ритма галопа:

– нет других признаков патологии сердца; – дополнительный тон глухой (тихий), низкочастотный. Он значительно слабее основных тонов; – трехчленный ритм слышен на фоне обычной частоты или брадикардии; – возраст до 30 лет.  

     Протодиастолический патологический ритм галопа всегда серьезный, угрожающий признак нарушения сократимости сердца, “крик сердца о помощи”

  Такой ритм может быть у больных с инфарктом миокарда, злокачественным миокардитом Фидлера, идиопатической кардиомиопатией. Признаками патологического протодиастолического ритма  галопа являются: – признаки тяжелой патологии сердца; – относительно громкий 3 тон, превышающий по громкости основные тоны    сердца(акцент на 3 тоне); – трехчленный ритм на фоне тахикардии; – возраст свыше 30 лет.

    Суммационный ритм галопа прогностически столь же грозен, как и протодиастолический.

Патологическое и прогностическое значение пресистолического ритма галопа менее значимо, чем протодиастолического и суммационного. Такой ритм галопа иногда может быть у практически здоровых людей при небольшом увеличение атрио-вентрикулярной проводимости на фоне брадикардии, но может наблюдаться и у больных с атрио-вентрикулярной блокадой 1 степени.

    Признаки “невинного” пресистолического ритма галопа:

– отсутствие признаков патологии сердца, кроме умеренного удлинения PQ (до  0.20); – 4 тон глухой, значительно слабее основных тонов; – склонность к брадикардии; –  возраст менее 30 лет.

      При наличии четырехтактного ритма подход должен быть сугубо индивидуальным.

       Прослушайте ребенка с “невинным” протодиастолическим ритмом галопа.

       Теперь прослушайте патологический протодиастолический ритм галопа у больного с идиопатической застойной кардиомиопатией.

       Прослушайте пресистолический ритм галопа.

 

   Прослушайте больного инфарктом миокарда с суммационным ритмом галопа

 

       Прослушайте четырехтактный ритм.

    4 . Патологические тоны и щелчки.

    Наибольшее диагностическое значение имеет тон (щелчок) открытия митрального (трикуспидального) клапана – opening snap.

    У здоровых людей митральный и трикуспидальный клапаны открываются в период протодиастолы, через 0.10-0.12 секунды после 2 тона, но предсердно-желудочковый градиент давления столь мал (3-5 мм рт.ст.), что они открываются бесшумно.

При митральном или трикуспидальном стенозе градиет предсердно-желудочкового давления увеличивается в 3-5 и более раз и клапаны открываются с такой силой, что появляется звук – тон открытия митрального (или трикуспидального) клапана.

    Тон открытия митрального (или трикуспидального) клапана высокий, превышает по частоте 2 тон (до1000 герц), слышен сразу за 2 тоном, на расстоянии 0,08-0.12 с. от него.

Причем, чем больше предсердно-желудочковый градиет давления и, следовательно, стеноз, тем ближе тон открытия к 2 тону. Еще одна важная особенность: диастолический шум, характерный для митрального стеноза, начинается не от 2 тона, а от тона открытия.

В сочетании с хлопающим 1 тоном и пресистолическим шумом, тон открытия составляет ритм перепела.

    Тон открытия митрального (трикуспидального) клапана является патогномоничным признаком митрального (трикуспидального) стеноза. Тон открытия митрального клапана лучше прослушивается по линии, соединяющей верхушку с 5 точкой, а тон открытия трехстворки – в 4 точке аускультации или в проекции трехстворки по срединной линии.

   Прослушайте тон открытия митрального клапана у больного митральным стенозом.

    Систолический щелчок.

    У некоторых людей, часто считающих себя здоровыми, в фазу систолы: посредине или ближе ко 2 тону, слышен сильный короткий как удар хлыста звук – систолический щелчок.

Такой щелчок может быть связан с пролапсом (прогибанием) митрального клапана, с аномалией митральных хорд (синдром свободной хорды).

При пролапсе после щелчка часто слышен убывающий короткий систолический шум, тогда как при синдроме свободной хорды такого шума нет.

    Прослушайте систолический щелчок у больного с митральным пролапсом.

    Протодиастолический щелчок, перикард-тон.

Изредка у людей, перенесших плеврит, перикардит возникают спайки с аортой, которые вызывают при сокращении сердца, обычно слышимый на основании сердца в фазу протодиастолы (сразу за 2 тоном),  щелкающий звук. Надо сказать, что причина таких щелчков на основании сердца не всегда ясна.

    Прослушайте протодиастолический щелчок у больного, перенесшего базальный перикардит.

           К разделу: “Шумы сердца”       

На основную страницу

 

Источник: http://www.fesmu.ru/www2/poltxt/u0005/toni%20serdza/ton.serdza.htm

Тоны сердца. Причины возникновения первого и второго тонов сердца

Запишите происхождение и характеристики основных тонов сердца

Функция клапанов сердца изложена в наших статьях раздела физиология челока, где подчеркивается, что звуки, слышимые ухом, возникают при захлопывании клапанов. И наоборот, когда клапаны открываются, звуки не слышны.

В данной статье мы прежде всего обсудим причины возникновения звуков во время работы сердца в нормальных и патологических условиях.

Затем дадим объяснение тем гемодинамическим сдвигам, которые возникают вследствие нарушения функции клапанов, а также при врожденных пороках сердца.

При выслушивании стетоскопом здорового сердца обычно слышны звуки, которые можно описать как «бу, туп, бу, туп».

Сочетание звуков «бу» характеризует звук, возникающий при закрытии атриовентрикулярных клапанов в самом начале систолы желудочков, который называют первым тоном сердца.

Сочетание звуков «туп» характеризует звук, возникающий при закрытии полулунных клапанов аорты и легочной артерии в самом конце систолы (в начале диастолы) желудочков, который называют вторым тоном сердца.

Причины возникновения первого и второго тонов сердца. Самым простым объяснением возникновения тонов сердца является следующее: створки клапанов «схлопываются», и появляется вибрация или дрожание клапанов. Однако этот эффект незначительный, т.к.

кровь, находящаяся между створками клапанов в момент их захлопывания, сглаживает их механическое взаимодействие и предотвращает возникновение громких звуков.

Главной причиной появления звука является вибрация плотно натянутых клапанов сразу после их захлопывания, а также вибрация прилегающих участков стенки сердца и крупных сосудов, расположенных вблизи сердца.

Так, формирование первого тона можно описать следующим образом: сокращение желудочков первоначально вызывает обратный ток крови в предсердия к месту расположения А-В клапанов (митрального и трехстворчатого). Клапаны захлопываются и выгибаются в сторону предсердий, пока натяжение сухожильных нитей не остановит это движение.

Эластическое напряжение сухожильных нитей и створок клапанов отражает поток крови и направляет его опять в сторону желудочков. При этом создается вибрация стенки желудочков, плотно закрытых клапанов, а также вибрация и турбулентные завихрения в крови.

Вибрация распространяется по прилежащим тканям к грудной стенке, где с помощью стетоскопа эти колебания можно услышать как первый тон сердца.

Второй тон сердца возникает в результате захлопывания полулунных клапанов в конце систолы желудочков. Когда полулунные клапаны захлопываются, они под напором крови прогибаются в сторону же лудочков и натягиваются, а затем в силу эластической отдачи резко смещаются обратно в сторону артерий.

Это вызывает кратковременное турбулентное движение крови между стенкой артерии и полулунными клапанами, а также между клапанами и стенкой желудочка. Возникшая вибрация распространяется затем вдоль артериального сосуда по окружающим тканям вплоть до грудной стенки, где можно выслушать второй тон сердца.

Высота и продолжительность первого и второго тонов сердца. Продолжительность каждого из тонов сердца едва превышает 0,10 сек: продолжительность первого составляет 0,14 сек, а второго — 0,11 сек. Продолжительность второго тона короче, т.к. полулунные клапаны имеют большее упругое натяжение, чем А-В клапаны; их вибрация продолжается в течение короткого периода времени.

Частотные характеристики (или высота) тонов сердца показана на рисунке. Спектр звуковых колебаний включает самые низкочастотные звуки, едва превышающие предел слышимости — примерно 40 колебаний в секунду (40 Гц), а также звуки частотой до 500 Гц.

Регистрация тонов сердца с помощью специальной электронной аппаратуры показала, что большая часть звуковых колебаний имеет частоту, лежащую ниже порога слышимости: от 3-4 Гц и до 20 Гц.

По этой причине большая часть звуковых колебаний, составляющих тоны сердца, не слышны в стетоскоп, а могут быть зарегистрированы только в виде фонокардиограммы.

Второй тон сердца в норме состоит из звуковых колебаний большей частоты, чем первый тон.

Причинами этого являются: (1) большее упругое натяжение полулунных клапанов по сравнению с А-В клапанами; (2) более высокий коэффициент упругости у стенок артериальных сосудов, формирующих звуковые колебания второго тона, чем у стенок желудочков, формирующих звуковые колебания первого тона сердца. Эти особенности используют клиницисты для различения первого и второго тонов сердца при выслушивании.

– Также рекомендуем “Четвертый тон сердца. Выслушивание тонов сердца”

Оглавление темы “Проявления сердечной недостаточности. Шумы сердца”:
1. Кардиогенный шок. Физиология лечения кардиогенного шока
2. Отеки при сердечной недостаточности. Причины отеков при сердечной недостаточности
3. Острый отек легких. Порочный круг отека легких
4. Резервные возможности сердца. Анализ сердечной недостаточности
5. Анализ декомпенсированной сердечной недостаточности. Дигиталис при сердечной недостаточности
6. Сердечная недостаточность с высоким выбросом и его анализ
7. Тоны сердца. Причины возникновения первого и второго тонов сердца
8. Четвертый тон сердца. Выслушивание тонов сердца
9. Рубцовая деформация клапанов. Шум при пороках аортального клапана
10. Систолический шум при митральных пороках. Гипертрофия левого желудочка при пороке

Источник: https://meduniver.com/Medical/Physiology/663.html

Тоны сердца, их происхождение. значение метода аускультации сердца для клинической практики. фонокардиография

Запишите происхождение и характеристики основных тонов сердца

Во время сердечного цикла может возникать от двух до четырех тонов сердца. Первый тон систолический, второй, третий и четвертый — диастолические. Первый и второй тоны есть всегда. Третий может быть слышен у здоровых людей и при различных патологических состояниях. Слышимый четвертый тон, за редким исключением, патологический.

Тоны образуются вследствие колебаний структур сердца, начальных отрезков аорты и легочного ствола. Фонокардиография позволила выделить в первом и втором тонах сердца отдельные компоненты. Не все они слышимы непосредственно ухом или через стетоскоп (фонендоскоп).

Слышимые компоненты I тона образуются после закрытия атриовентрикулярных клапанов, а второго – после закрытия полулунных клапанов аорты и легочного ствола.

Первый тон составляет сумма звуковых явлений, возникающих всердце во время систолы. Поэтому он называется систолическим.

Он возникает в результате колебаний напряженной мышцы желудочков (мышечный компонент), замкнутых створок двух- и трехстворчатого клапанов (клапанный компонент), стенок аорты и легочной артерии в начальный период поступления в них крови из желудочков (сосудистый компонент), предсердий при их сокращении (предсердный компонент).

Второй тон обусловлен захлопыванием и возникающими при этом колебаниями клапанов аорты и легочной артерии. Его появление совпадает с началом диастолы. Поэтому он называется диастолическим.

Третий тон вызывается колебаниями стенок желудочков, преимущественно левого (при быстром наполнении их кровью в начале диастолы).

Он выслушивается при непосредственной аускультации на верхушке сердца или несколько кнутри от нее, причем лучше в положении больного лежа. Этот тон очень тихий и при отсутствии достаточного опыта аускультации может не улавливаться.

Он лучше выслушивается у лиц молодого возраста (в большинстве случаев вблизи верхушечного толчка).

Четвертый тон является результатом колебаний стенок желудочков при быстром их наполнении в конце диастолы за счет сокращения предсердий. Выслушивается редко.

https://www.youtube.com/watch?v=y-lNpHYvLjk

Если проводится аускультация сердца, слушать необходимо работу органа в целом, оценивая его «мелодию». При выслушивании сердца определяют следующие характеристики сердечных тонов:

1.Правильность ритма сердечных тонов. При этом в норме тоны ритмичны, возможны небольшие редкие сбои вследствие наличия экстрасистол. Редкие, единичные экстрасистолы не являются патологией и в норме встречаются у здорового человека.

2.Совместность и звуковые особенности тонов, их тембр.

3.Громкость слышимости сердечных тонов

4.Выслушивание шумов

Нарушения ритма сердца часто является признаком заболевания. Так, при патологической экстрасистолии отмечают значительное удлинение диастолических пауз. Помимо этого, данный признак может быть свидетельством наличия блокады проводящих систем сердца. При мерцательной же аритмии диастолические паузы беспорядочно чередуются.

Увеличение громкости сердечных тонов может являться признаком врожденных пороков сердца, атриовентрикулярной блокады. Снижение ее отмечается в случаях ослабления деятельности сердца. Помимо этого, данный симптом часто возникает по внекардиальным причинам, таким как эмфизема легких, пневмоторакс и прочее.

Аускультация сердца при гипертонической болезни может приводить к усилению второго тона на аорте, однако данный признак возникает далеко не во всех случаях заболевания. Прямой зависимости тонов сердца от уровня артериального давления на сегодняшний день не выявлено.

Фонокардиограмма (ФКГ) – графический метод регистрации звуковых явлений сердца, позволяющий детально изучить характер тонов и шумов, взаимоотношение их во времени, связь с отдельными фазами деятельности сердца.

Фонокардиография не заменяет аускультацию, а объективно дополняет, расширяет ее возможности, позволяет судить об изменениях внутрисердечной гемодинамики, работе клапанного аппарата сердца, о сократительной способности миокарда.

Фонокардиограмма должна регистрироваться одновременно с каким-либо отведением ЭКГ и с применением ряда частотных фильтров, что позволяет осуществить запись звуков различной частоты по отдельным каналам. ФКГ здорового ребенка всегда состоит из I и II тонов, часто встречается III тон, иногда регистрируется и IV тон.

11. ТОНЫ СЕРДЦА, ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ. СООТНОШЕНИЕ ФОНОКАРДИОГРАММЫ И ЭКГ В НОРМЕ. См вопрос 10

Схематическое изображение синхронно зарегистрированных фонокардиограммы (внизу) и электрокардиограммы (вверху) в норме: I, II, III, IV — соответствующие тоны сердца; а — начальный компонент I тона, б — центральный сегмент I тона; в — конечный компонент I тона; А — аортальный компонент II тона; Р — легочный компонент II тона.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ ПО СОСУДАМ. ЗАКОНЫ ГЕМОДИНАМИКИ. ЛИНЕЙНАЯ И ОБЪЕМНАЯ СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ В РАЗНЫХ УЧАСТКАХ КРОВЕНОСНОГО РУСЛА. ОБЩЕЕ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ. МИНУТНЫЙ ОБЪЕМ КРОВОТОКА.

Источник: https://poisk-ru.ru/s4131t16.html

Запишите происхождение и характеристики основных тонов сердца

Запишите происхождение и характеристики основных тонов сердца

Первый тон возникает во время систолы после длинной паузы. Он лучше всего выслушивается на верхушке сердца, поскольку систолическое напряжение левого желудочка выражено больше, чем правого.

По характеру первый тон более продолжительный и низкий, чем второй.

Второй тон образуется во время диастолы после короткой паузы. Он выслушивается лучше у основания сердца, так как возникает при захлопывании полулунных створок клапанов аорты и легочного ствола. В отличие от первого тона он менее продолжительный и более высокий.

В патологии, когда звучность тонов может изменяться, отличить первый и второй тоны помогает то, что первый тон совпадает с верхушечным толчком (если последний пальпируется) и с пульсом аорты и сонной артерии.

Изменение сердечных тонов может выражаться в виде:

v ослабления или усиления звучности одного или обоих тонов,

v в изменении их тембра, продолжительности,

v в появлении раздвоения или расщепления основных тонов,

v возникновения добавочных тонов.

Тоны сердца усиливаются при расположении вблизи него больших воздушных полостей (большая легочная каверна, большой газовый пузырь желудка) – за счет резонанса. Зависит звучность тонов и от состава крови, протекающей через сердце: при уменьшении вязкости крови, как это наблюдается при анемии, звучность тонов возрастает.

Рис 8. Места проекции клапанов

на переднюю грудную стенку

В диагностике заболеваний сердца

имеет большое значение выявление изменений тонов, обусловленных поражением самого сердца, т.е. вызванных сердечными причинами.

Ослабление обоих тонов может наблюдаться при снижении сократительной способности сердечной мышцы у больных миокардитом, дистрофией миокарда, кардиосклерозом, при коллапсе, скоплении жидкости в полости перикарда.

Усиление обоих тонов возникает за счет повышения влияния симпатической нервной системы на сердце. Это отмечается при тяжелой физической работе, волнениях, у лиц, страдающих базедовой болезнью.

Чаще, чем изменение обоих тонов сердца, встречается изменение одного из них, что особенно важно в диагностике заболеваний сердца.

Ослабление первого тонау верхушки сердца наблюдается:

· При недостаточности митрального и аортального клапанов.

При недостаточности митрального клапана во время систолы створки клапана не полностью прикрывают левое атриовентрикулярное отверстие.

Усиление первого тона на верхушке сердца наблюдается:

· при сужении митрального отверстия.

Ослабление первого тонау основания мечевидного отростка грудины

· при недостаточности трехстворчатого клапана и клапана легочного ствола.

Усиление первого тона у основания мечевидного отростка грудины выслушивается:

· при стенозе правого атрио-вентрикулярного отверстия.

Усиление первого тона наблюдается также при экстрасистолии – преждевременном сокращении сердца — из-за малого диастолического наполнения желудочков.

В норме, сила второго тона над аортой и легочным стволом одинакова.

Ослабление второго тонанад аортой наблюдается:

· при недостаточности аортального клапана, либо вследствие их рубцового уплотнения;

· при большом разрушении створок аортального клапана второй тон над ним может совсем не выслушиваться;

· при значительном снижении артериального давления;

Ослабление второго тонанад легочным стволом наблюдается:

· при недостаточности его клапана (что встречается крайне редко);

· при снижении давления в малом круге кровообращения.

Усиление второго тона может отмечаться или над аортой или над легочным стволом.

В тех случаях, когда второй тон звучнее над аортой говорят об акценте второго тона на аорте, если же он звучнее над легочным стволом, говорят об акценте второго тона на легочной артерии.

Акцент второго тона на аорте наблюдается:

· при повышении в ней давления (гипертоническая болезнь, нефрит, тяжелая физическая работа, психическое возбуждение), поскольку при этом в начале диастолы кровь с большей силой ударяется о заслонки клапана.

Акцент второго тона на легочной артерии появляется:

· при повышении давления в малом круге кровообращения, переполнении кровью сосудов малого круга (например, при митральных пороках сердца),

· затруднении кровообращения в легких и сужении русла легочной артерии (при эмфиземе легких, пневмосклерозе и др.)

Шумы сердца.

При аускультации сердца в ряде случаев, кроме тонов, выслушиваются звуковые явления, называемые сердечными шумами.

Шумы могут возникать: внутри самого сердца – интракардиальные вне его экстракардиальные.

Источник: https://lechimsosudy.com/zapishite-proishozhdenie-i-harakteristiki-osnovnyh/

ЛечениеСосудов
Добавить комментарий